Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Виды корней. Типы корневых систем. Зоны корня. Биология. 6 класс. Конспект урока

Цели урока для учителя:

ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ:

  • сформировать у обучающихся представление об особенностях видов корней, типов корневых систем, зон корня, функций корня;
  • научить различать виды корней, типы корневых систем, зоны корня;
  • научить определять. виды корней, типы корневых систем, зоны корня;

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

  • организовать деятельность учащихся по отработке навыков сравнения и сопоставления при изучении видов корней, типов корневых систем, зон корня;
  • организовать отработку навыков системного мышления при анализе строения и функций видов корней, типов корневых систем, зон корня;
  • знакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ, СОЦИАЛИЗИ-РУЮЩИЕ) ЦЕЛИ:

  • помочь обучающимся в осознании необходимости знаний о строении и функциях  видов корней, типов корневых систем, зон корня;
  • знакомство с профессиями биолога, агронома, дизайнера-флориста.

Цели урока для учащихся (по Б.Блуму):

ОБУЧАЮЩИЕ:

  • узнавать и называть виды корней, типы корневых систем, зоны корня, перечислять их функции (для учащихся репродуктивного уровня);
  • определять на схемах и рисунках виды корней и типы корневых систем; приводить примеры растений с заданным типом корневой системы; объяснять значение знаний о видах корней и типах корневых систем (для учащихся прикладного уровня);
  • формулировать и интерпретировать определения понятий «корень», «виды корней», «типы корневых систем», «функции корня», «зоны корня»; уметь конструировать заданный тип корневой системы (с помощью схем, таблиц, мозаик и т.д.); строить алгоритм исследования видов корней и типов корневых систем (для учащихся творческого уровня).

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • перечислять и сравнивать разные виды корней и типы корневых систем, зоны корня; придумывать примеры, демонстрирующие данные виды корней  и типы корневых систем (для учащихся репродуктивного и прикладного уровня);
  • раскрывать функции корней (для учащихся прикладного и творческого уровня)
  • составлять и конструировать схемы, демонстрирующие разные виды корней и типы корневых систем, делать выводы по схемам выводы (для учащихся прикладного и творческого уровня).

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

  • внимательно слушают учителя и друг друга, адекватно оценивают ответы друг друга; делают корректные замечания;
  • обсуждают результаты урока, делятся впечатлениями, делают замечания и высказывают пожелания.

 

ЭТАПЫ УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
учащихся

ФАЗЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ

ОРГМОМЕНТ

  1. Учитель приветствует учащихся, интересуется состоянием их здоровья и психологическим настроем учащихся на урок.
  2. Учитель разъясняет цели и задачи урока, предлагает структуру урока.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы, задают вопросы.

 

МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ (ИНДУКЦИЯ).

  1. Что вы знаете о корне растения?
  2. Для чего нужен корень растению?
  3. У всех ли растений есть корень?
  4. Для чего нам нужны знания о корне?

Отвечают на вопросы учителя.

 

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «СЕМЯ»

  1. Семена образуются у всех растений на Земле.
  2. Семена созревают в плодах.
  3. Морковь – это однодольное растение, а чеснок – двудольное растение.
  4. Семена однодольных и двудольных растений содержат зародыш.
  5. Зародыш семени однодольных растений состоит из одной семядоли, корешка, стебелька и почечки.
  6. Эндосперм содержится в семенах двудольных растений.
  7. Эндосперм содержит запас питательных  веществ.
  8. В семенах пшеницы из запасных питательных веществ преобладает крахмал.
  9. В семенах подсолнечника преобладает растительное масло.
  10. В зародыше и кожуре зерен пшеницы, риса, кукурузы необходимое для здоровья вещество: витамин В1.

КЛЮЧ К ДИКТАНТУ:
-  +  -   +   +   -   +   +   +   +
-------------------------------
1 2   3  4   5   6   7   8   9   10

Работают в тетради.

Затем обмениваются тетрадями и по ключу, выданному учителем, осуществляют взаимопроверку, выставляют отметку в тетради.

Формирование долговременной памяти по теме «Семя».

2. Учащимся предлагается в конвертах 2 разрезанные схемы: «Строение семени фасоли» и «Строение зерновки пшеницы». За три минуты они должны правильно их собрать.

Работают в парах. По мере выполнения задания осуществляют взаимопроверку, исправляют ошибки.

 

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

План изучения темы:

1) функции корня;

2) виды корней;

3) типы корневых систем;

4) клеточное строение молодого корня: зоны корня; ткани

 

 

1.ФУНКЦИИ КОРНЯ.

Функции корня

Слушают объяснение учителя и фиксируют схему в тетрадь

Аудиально-визуально-кинестетическое восприятие.

Концентрация внимания.

Запечатление

2. ВИДЫ КОРНЕЙ.

Учитель рассказывает детям о том, что корни различаются по внешнему строению и расположению относительно друг друга и других органов растения. Выделяют три вида корней: главные, боковые и придаточные.

Главный корень бывает у растения один, значительно длиннее и толще других. Отходит от стебля (схема 1.)

Придаточные корни отходят от стебля и других органов, их много. Они имеют приблизительно одинаковые размеры (схема 1).

Боковые корни возникают как ответвления от главных, придаточных и других боковых корней.

Внимательно слушают объяснение учителя.

Аудиальное
восприятие.

СХЕМА 1 «ВИДЫ КОРНЕЙ И ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ».

Виды корней и типы корневых систем

Копируют схему в рабочие тетради.

Задают уточняющие вопросы учителю

Визуально-кинестетическое восприятие.

Концентрация внимания.

Запечатление

3. ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ.

Используя схему 1, учитель объясняет, что совокупность корней растения называют корневой системой.

Типы корневых систем

СКС характерна для двудольных растений  (морковь, петрушка, дуб, сосна).

МКС характерна для однодольных растений (рожь, пшеница, овес).

 

Слушают учителя, рассматривают схемы, за-
дают вопросы учителю.

Аудиально-визуально-эмоциональное
восприятие.

Концентрация
внимания.

Запечатление.

4. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ МОЛОДОГО КОРНЯ: ЗОНЫ КОРНЯ.

Что общего между сердцем и корнем в специфике их работы? Это ее непрерывность (безостановочность).

Корни растут непрерывно, если условия благоприятны. Это врожденное свойство, но оно возникло и развилось от необходимости следовать в почве за водой и питательными веществами. В постоянном росте корней состоит стратегия выживания неподвижного растения. Поэтому растущий корень делится на зоны: деления, роста, всасывания, проведения. Учитель характеризует каждую зону, используя таблицу «Строение корня». В заключение подтемы учитель демонстрирует учащимся таблицу «Зоны корня» (на ватмане) и предлагает учащимся зафиксировать ее в своих тетрадях.

Внимательно слушают учителя.

Аудиальное восприятие.

Концентрация.

Таблица 2. ЗОНЫ КОРНЯ.

ЗОНА

ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОК

ФУНКЦИЯ

ДЕЛЕ-
НИЯ

Клетки мелкие, тонкостенные, одинаковы по размеру

Непрерывное деление клеток, увеличение общего их числа.

РАСТЯ-
ЖЕНИЯ
(РОСТА)

Клетки удлиненные.

Здесь клетки удлиняются, достигая своего нормального размера.

ВСАСЫВАНИЯ
(КОРНЕВЫХ
ВОЛОСКОВ)

Клетки – корневые волоски.
Имеют вытянутую форму, что увеличивает площадь всасывающей поверхности

Всасывание воды с минеральными веществами.

ПРОВЕДЕНИЯ

Клетки первичной коры и центрального цилиндра.

Проведение воды с минеральными веществами из корня в стебель, а органических веществ из стебля в корень.

СТРОЕНИЕ КОРНЕВОГО ВОЛОСКА.

Строение корневого волоска

Такая форма клетки позволяет увеличить площадь всасывающей поверхности, улучшая тем самым минеральное питание растения.

Слушают учителя, рассматривают таблицу.

Фиксируют таблицу в тетрадях.

Аудиально-визуальное восприятие.

Концентрация внимания.

Кинестетическое восприятие.

Запечатление.

Забывание подтемы «Виды корней и типы корневых систем».

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

ЗАДАНИЕ 1. Работа в парах. Каждая пара получает в конвертах разрезанную схему (мозаику) «Виды корней и типы корневых систем». Учащимся предлагается собрать ее в течение 5 минут. Провести взаимопроверку.

Собирают схемы. Корректируют ошибки друг друга.  Проводят анализ и делают вывод о видах корней и типах корневых систем.

Первичное повторение.

Припоминание.

Концентрация внимания.

Запечатление.

Забывание подтемы «Зоны корня».

ЗАДАНИЕ 2. Работа с тестом (лучше устно). Тест выдается каждому учащемуся.

Задание теста: из предложенных утверждений выбрать только правильные.

  1. Существует четыре вида корней: главные, боковые, придаточные, стержневые.
  2. Типов корневых систем бывает только две : стержневая и мочковатая.
  3. В стержневой корневой системе бывает два и более главных корней и множества боковых.
  4. Мочковатая корневая система представлена множеством придаточных и боковых корней.
  5. Главный корень всегда отходит от стебля.
  6. Боковые корни отходят от главных, придаточных и боковых корней.
  7. Придаточные корни отходят от стебля или других органов.
  8. Мочковатая корневая система характерна для двудольных растений.
  9. Выделяют 5 зон корня: деления, роста, всасывания, проведения, развития.
  10. Зона деления расположена перед зоной роста.
  11. Зона всасывания располагается за зоной растяжения.
  12. Зона всасывания – это зона корневых волосков.
  13. Корневой волосок – это одна сильно вытянутая клетка, имеющая все компоненты растительной клетки.
  14. Корневой чехлик прикрывает зону деления.
  15. Всасывание питательных веществ происходит в зоне проведения.
  16. Если бы корневые волоски походили на обычные клетки, то количество всасываемых питательных веществ не изменилось.
  17. В пустыне встречаются растения с наиболее длинными корнями.
  18. Корни растений могут проникать на глубину до 30 м (пустынная акация, тамариск).

Отвечают устно.

Корректируют и анализируют ответы друг друга.

Могут задавать уточняющие вопросы.

Припоминание.

Концентрация.

Запечатление.

ЗАДАНИЕ 3. Каждому ученику выдается карточка- немая схема с изображением зон корня, на которой они должны правильно подписать каждую  и указать кратко функцию данной зоны. Задание выполняется в течение 4-5 минут. После выполнения задания учитель выборочно просит одного (или нескольких) ученика прокомментировать свои ответы. В это время все остальные проверяют правильность выполнения своих заданий.

Работают индивидуально.

Внимательно слушают ответ одноклассника. Анализируют его и свой ответ. Исправляют ошибки.

Устанавливают истину.

Припоминание.

Концентрация.

Запечатление.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  1. Биология: под ред. В.К.Шумного и др. параграфы 11 и 12, задания 1-6.
  2. Опорные конспекты в рабочих тетрадях.
  3. Индивидуальные задания: 1)сообщение «Зависимость строения и развития корневой системы от условий жизни растения» готовит Старостина Ирина; 2)графический диктант по теме «Виды корней. Типы корневых систем. Зоны корня» готовит Архипов Валерий. 3)написать благодарственное письмо корню от имени цветка.

Записывают задания в дневник и тетради.

 

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП.

  1. Выставление отметок за урок.
  2. Значимость данной темы в вашей жизни.
  3. Какие моменты были самыми трудными для восприятия? В какой момент урока все таки «трудное стало доступным»? (учитель тем самым выясняет насколько способы изучения данной темы, предложенные им, соответствуют способам восприятия учащихся).
  4. Учащиеся дают оценку уроку.

Беседуют с учителем.

Отвечают на вопросы учителя и друг друга.

Обмениваются мнениями, дают советы и пожелания друг другу и учителю по оптимизации форм, средств и методов при изучении этой темы.

 

  • Виды корней. Типы корневых систем. Зоны корня. Биология. 6 класс. Конспект урока

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться