Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Урок русского языка во 2 классе «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

Урок по учебнику УМК «Система Занкова» провела Елена Алексеевна Ильиных, учитель высшей категории начальных классов ГБОУ г. Москвы школы № 641 имени Сергея Есенина.

Опасное место? Интересно.

Большое доверие детям в первом же вопросе:

— Какое задание вы можете предложить по записанным словам? («Задание поставить гласные в корне слов»… Я бы составила задание «вставить пропущенные буквы».)

По безударной гласной в корне все гладко: говорят о сильной и слабой позиции, делают проверку, понимая, что делают: подбирают родственные слова или меняют число, употребляют «звук, обозначенный буквой».

Но учитель повторительный эпизод не замыливает:

— Посмотрите, а что это за слова? (И поощряет любые лингвистические наблюдения, не только нужные для дальнейшей работы.)
Новая порция слов, в два столбика, и опять:

— А какое теперь будет задание? Что можно сделать с двумя группами записанных слов? (Дети видят: слева существительные, справа прилагательные, предлагают составить словосочетания, что и делают.)

— Что еще заметили? (Заметили, что в каждом прилагательном есть непроизносимый звук, зачитали, подчеркнули, произнесли вслух, чтобы удостовериться.)

И все это спокойно, не спеша, с удовольствием распевая слова.

— Так чем же мы будем заниматься на уроке? («Будем изучать слова, которые пишем не так, как слышим»… «пишем, что не слышим»… «пишем, что не произносим».)

Сильное место методики учителя: дети имеют возможность приближаться к более точному высказыванию, на любой вопрос отвечает несколько человек, ответ формируется постепенно.

— Какая, по-вашему, тут есть проблема? («А можно ли их проверить?»)

— А как мы раньше проверяли? (Ответ быстрый: подбором родственного слова или изменив число.)

— Попробуем тот же способ (Дети пробуют: «капустный — капуста», «грустный — грусть»… И вскоре рефлексируют: к прилагательным они подбирают существительное!)

По заданию учителя открывают учебник и самостоятельно читают научную статью (бубнящее чтение).

— Там есть информация, о которой мы не говорили? (Да, мы можем подобрать, а не то, надо много подбирать… надо не просто подбирать, а чтобы согласный четко слышался.)

Учитель обратил внимание на список слов, в которых нельзя проверить непроизносимую согласную. Их надо запомнить.

Далее — беседа по личным впечатлениям о радостном дне. Но это лишь небольшое отвлечение, снова разговор о слове. «Радостный» — «радовать» — «радую»…

— В какой части слова «радостный» мы не слышим согласную? (В суффиксе!)

И это новость: и в суффиксе мы можем подбирать проверку?

Однако звонок, и учитель возвращает детей к проблеме. Ответы: «Я хотел бы знать, когда это бывает… Я бы еще хотел попроверять непроизносимые…» Учитель добавляет: «Смотрите, способ один, а орфограмм три!»

Еще не конец! Учитель просит учеников произвести самооценку. (Я понял, что бывает, звука нет, а буква есть… Я узнала, как существительные помогают писать прилагательные…)

Потрясающе! Строить урок исключительно на наблюдениях учеников за языком, опираясь на их рефлексию и грамотно управляя ходом понимания, — редкое мастерство.

Спасибо, учитель.

Записала Людмила Кожурина

Поделиться в социальных сетях:
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться