Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка в 3 классе по теме «Как устроен наш язык. Падежи имен существительных» провела Евдокимова Галина Александровна, школа № 1494, СП 296 (на примере УМК «Начальная школа XXI века»).

Ошибается ли учебник?

Личностные компетенции впереди — это, видимо, закон для учителя начальной школы. У Галины Александровны, например, дети уже научены рефлексии, мало того, готовы держать в голове цели и формулировать задачи урока.

В начале урока учитель предложил посмотреть на новый параграф в учебнике и дать предположение, «чем будем заниматься, какие виды работ вероятны, чему будем учиться». И ответы получил бойкие: «работать в парах… самостоятельно… обсуждать… искать падежи… определять окончания…. менять форму слова… определять члены предложения… задавать вопросы».

Учитель согласился: все это будет, но еще надо открыть Волшебную книгу и прочитать пример, который поможет составить формулу успеха… К сожалению, съемка нам не показывает, что это за методическая штука — гадание на компетентностях. Одно понятно: на сегодня выпала формула «внимание + старание + сообразительность». Каждое качество было обсуждено. А по ходу урока стало видно, что это не «вишенки на торте», а реальный объект усилий учителя на этом уроке и предмет рефлексивной деятельности учеников.

Итак, ход урока.

Задание из учебника: найти сущ. Т. п., обозначить окончания. Упражнение выполняется фронтально, рассуждение по образцу учебника. На 10-й минуте урока письмо, комментированное. Затруднения в определении окончаний Т. п. есть, они обсуждаются. Достаточно большое внимание вопросно-ответной системе.

У учителя, пишущего на доске, идеальный каллиграфический почерк!

Чистая радость.

Но вот проблемная ситуация: выписали 6 примеров, как задано в учебнике, а есть еще и 7-й пример — «остаются с нами» — это что, ошибка учебника? Дети затрудняются, «придираются» к вопросу… что ж, понятие «местоимение» у них не в круге активного употребления. Но вот сейчас-то оно точно запомнится.

Теперь завязался интересный разговор по словосочетанию «зима хозяйничала над землей» (Пришвин). Каким членом предложения является существительное в творительном падеже? Дети «придираются» к предлогу, предлагают поменять «над» на «на»… но ведь это другой падеж и т. д.…. Блестяще рассуждает девочка о месте субъекта «зима» по отношению к объекту, из чего вытекает объяснение предпочтительности падежного вопроса смысловому.

Момент рефлексии: где вы применили старание, где сообразительность? Внимание?

Новое задание — по учебнику — сначала дети сами читают и обсуждают задание в парах, учитель интересуется, как поняли задание, проговаривает алгоритм, ограничивает время выполнения. В классе рабочий шум — дети в парах обсуждают то, что пишут. Помощь учителя явно не нужна. И вот уже некоторые пары поднимают сцепленные (наподобие композиции «Рабочий и колхозница») руки. Готовы! Проверили! И снова о членах предложения, которые представляют сущ. Т. п.: могут быть и обстоятельствами, не только дополнениями (на примерах задания).

Теперь практика суммируется: что нужно сделать, чтобы определить падеж существительного? Как узнать, каким членом предложения является существительное?

Затем следует более широкое обобщение урока: все ли мы сделали на уроке, что обозначили в начале?

Вспомнили, что предполагали, оказывается, со всем справились.

— И слагаемые успеха нам помогли! — напоминает учитель.

Закончился этот компактный, энергичный и дружный урок пояснением к домашнему заданию.

Ничего лишнего. Творительный учителя на высоте!

Записала Людмила Кожурина

Поделиться в социальных сетях:
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться