Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Урок математики во 2 классе «Параллелепипед и прямоугольник»

Урок провела Елена Борисовна Савчук, заслуженный учитель РФ, школа № 1370 г. Москвы (линия учебников по математике для начальной школы под редакцией В. А. Булычева).

Ход урока

Дети уже распределены на пять команд, и первое задание — командное: подойти к столам, расположенным по периметру (это «отделы супермаркета»: игрушки, хозтовары, аптека, канцтовары) и распределить товары по мере возрастания цены слева направо. Дети работают слаженно, потом взаимопроверка — «вертушкой» они обошли другие прилавки, у одной команды нашли ошибку.

Но к теме: все «товары» имеют форму параллелепипеда, идет фронтальное повторение по вопросу «что есть у параллелепипеда». Теперь к проблеме: на доске числа 6, 8, 12, их надо соотнести со словами «вершин», «ребер», «граней» — сколько чего у параллелепипеда? Ответы детей разнообразные, учитель не настаивает на правильном ответе и не дает его сам: «Оставим вопрос до конца урока».

Читают тему урока в учебнике. Чем похожи параллелепипед и прямоугольник? Ответы самые оригинальные, вплоть до «если вытянуть прямоугольник, получится параллелепипед». Но тут учитель все же дожидается правильного ответа: прямоугольник — грань параллелепипеда.

Практическая работа в группах предваряется обсуждением плана: сначала его зачитывают по учебнику, потом на доске выстраивают в нужном порядке разрозненные листы. Наконец, проговаривают правила работы в команде. Суть работы: дети получают коробку с материалами (бумага, фломастеры, белая коробочка, рабочий лист отчета) — одну на группу. Надо обвести все ребра коробочки и закрасить одинаковые по величине одинаковым цветом. Дети работают с удовольствием, стараются сделать аккуратно. Они общаются, в классе стоит тот самый «детский щебет», воспетый Амонашвили.
Но время! Результаты выносят к доске, и теперь ответы на неотвеченный вопрос о ребрах и количестве граней представлен наглядно и красочно: граней 6, 3 пары равных, одинаковые грани не имеют общей вершины… Это обсуждается во фронтальной беседе.

Теперь работают индивидуально. У каждого есть свой параллелепипед, склеенный по одному чертежу развертки; измеряют линейкой три грани от одной вершины, записывают величины на маркерной доске. Проблема: коробки одинаковые, а величины записаны разные. Почему?

— Записали в разном порядке… Разница в 1–2 мм из-за склейки…

Теперь про разницу! Надо снова подойти к «товарам» (но уже в паре) и записать на маркерной доске названия товаров с разницей в 15 рублей. Практико-ориентированный счет за сотню, похоже, радует детей. По одной паре все нашли, хотя учитель надеялся хотя бы на две. То есть задание приготовлено, во-первых, с выбором, во-вторых, предполагает несколько правильных ответов.

На десерт развлекательно-познавательное задание: после просмотра трехминутного фрагмента мультфильма «Простоквашино» дети перечисляют предметы в форме параллелепипеда — много заметили.

Вау! А вот и настоящий десерт: у учителя коробка-посылка для 2-А из Простоквашино! Через игру «да-нет» дети угадали, что за «маленькие параллелепипеды» находятся внутри. Каждый получил конфету.

…А учитель сам по себе молодец.

Записала Людмила Кожурина

Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться