Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Урок истории в 6 классе «Нашествие с Востока»

Урок отечественной истории по теме «Нашествие с Востока» (6 класс) провела Наталья Сергеевна Ковалёва, учитель истории и обществознания ГАОУ ЦО № 548 (г. Москва). На занятии использовалась электронная форма учебника «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» И. Л. Андреева, И. Н. Фёдорова.

Тема «Нашествие с Востока»

Ход урока

Учитель объявляет тему, ставит проблему: была ли у Руси возможность избежать нашествия монголов и признать их власть? Затем педагог очерчивает пространство работы: вспомним особенности монгольского государства (отсюда вытекают причины нашествия), соберем материал для обоснования ответа на проблемный вопрос и получим ответ.

Далее — оборудование урока: электронный учебник на планшете, бумажный учебник других авторов, интерактивная доска. Все устройства соединены общей программой.

Наконец, говорит о работе в группах. Дети заранее распределены на 4 группы, каждая получает свой участок темы, чтобы обдумать общий вопрос: была ли возможность…

Итак, подтемы для групп: образование империи монголов (материал о Чингисхане), битва на реке Калке, походы Батыя на Русь, причины побед монгольских ханов.

Стоит внимательно рассмотреть опыт работы групп в виртуальном пространстве. Задания разные не только тематически, но и по способу деятельности: заполнить таблицу, собрать имена, отметить на карте и т. д. Средства тоже разнообразные: читать бумажный учебник и электронный, слушать аудиоматериалы. Условие: чтобы не было конфликта с электронной доской, писать может один человек из группы, а вместе подбирают материал и договариваются. Работа на 10 минут.

Обсуждение. Ученик рассказывает, учитель вопросами привлекает весь класс к участию. Добавляют и ребята из других групп. Картинка обрастает деталями и подробностями, становится живой.

И так по каждой группе: ученик говорит, учитель организует фронтальную беседу, обращаясь к результату работы детей, «листая» интерактивную доску и при этом целенаправленно добиваясь понимания причин побед одних и поражения других, ведет к выводу, который должен быть обоснован в разных аспектах материала.

Захватываются даты, приводятся примеры героического сопротивления (в классе оказался мальчик по имени Иван Коловрат), много работы по карте… Разумеется, в конце урока вывод выбран учениками правильно (из четырех предложенных в ЭФУ). Обосновали.

Урок о том, как непросто учителю, доверяющему ученикам, добывать и систематизировать в деятельности учебную информацию. Конечно, проще и быстрее все рассказать самому — однако «постарайтесь сами рассказать» куда как полезнее для учеников. Спасибо учителю.

Людмила Кожурина

Поделиться в социальных сетях:
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться