Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Урок истории «Разгар Смуты. Власть и народ»

Открытый урок провел Сергей Валерьевич Агафонов, учитель школы № 627 СП 1262 (г. Москва), методист по истории Объединенной издательской группы «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ» — «Астрель».

Переход на учебники, соответствующие ИКС, может вызвать перебивы в привычном графике тем, но для умного учителя это не проблема. Сергей Агафонов ввел новый учебник с середины учебного года — ровно по ходу изучаемого детьми материала.

Что до самого урока — он проведен исключительно в интересах ученика.

Во-первых, нечасто приходится видеть уроки, на которых идет планомерная работа на понимание текста учебника, и вот — да. Учебник всегда открыт, всегда в руках учеников — идет ли повторение, обсуждение, объяснение, самостоятельная работа. «Прочитай, пожалуйста… найдите, пожалуйста… согласны ли вы с выводом».

Учитель четко выделяет элементы структуры учебника и по-разному вводит в обиход. Источник комментируется и проблематизируется в беседе. Даты из ленты времени (1606, 1608, 1610, 1611) вводятся вначале, связываются с главным вопросом урока «Кто спасет Россию в Смутное время» и вновь возникают в конце, прокомментированные учениками. Пункты параграфа направлены на самостоятельное чтение и анализ в четырех группах (вопрос один: «Почему не удалось спасти Россию и прекратить смуту Ивану Болотникову, Шуйскому, Семибоярщине, Первому ополчению?»). Учитель обращает внимание и на ценность вопросов к пунктам: там может быть подсказка.

И ученики, что называется, держатся за учебник. В ответах они идут либо по канве текста учебника, либо путем зачитывания, реже «своими словами». Что характерно, учитель не оценивает тот или иной выбор формы ответа, но следит за тем, чтобы ответ все-таки прозвучал:

— Замечательно, что ты так здорово умеешь читать, но причин-то мы не обнаружили…

И это во-вторых: вызывает восхищение умение учителя работать в зоне ближайшего развития своих учеников, сообразуясь с навыками и возможностями каждого. Так ленту времени комментируют (под запись всего класса) ученики с хорошей речью (свободным мышлением), зато все ученики оказались способны выбрать правильный вывод (из трех) в конце параграфа. Сам учитель был в роли посредника, связывающего отдельные элементы учебного материала с пониманием детьми изучаемой эпохи.

В конце урока — взаимооценка: ученики сами называли лидера в своей группе, и им был не обязательно спикер, в одной группе был назван организатор.

После урока в интервью Екатерине Латыповой Сергей Агафонов так ответил на вопрос о том, почему он использовал мало дополнительного материала и технических средств, только интерактивную доску с тем же параграфом учебника:

— Как педагог я уверен, что есть то, чего ребенок не хочет делать, но что ему необходимо. К этому надо приучать. Читать и понимать учебник, например…

…Да, бывают уроки, посмотрев которые хочется аплодировать. Браво, Сергей Валерьевич!

Записала Людмила Кожурина

Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться