Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК). 9 класс. Открытый урок (мастер-класс)
Цели:
- методическая: показать приёмы активизации познавательной деятельности учащихся через создание обучающей среды, направленной на формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельного приобретения знаний;
- образовательная: изучение особенностей становления и развития топливно-энергетического комплекса России, изменения структуры комплекса по периодам времени; основные направления развития в настоящее время;
- воспитательная: воспитание экологической культуры, познавательной активности, чувства патриотизма, экологической грамотности
- развивающая: развивать познавательный интерес к предмету через решение творческих заданий, умения самостоятельно работать с проблемными вопросами по изучаемой теме.
Тип урока: получение новых знаний.
Обрудование: Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. «География. Хозяйство. Регионы», Москва, ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» 2013 г., план-конспект занятия, карта РФ, тетради, мультимедийный диск по географии для 9 кл., презентация по теме, атласы по географии для 9 кл., схемы по изучаемой теме.
Методическая цель урока: показать приёмы активизации познавательной деятельности учащихся через создание обучающей среды, направленных на формирование у обучаемых умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
Ход урока и его основные параметры
Начало занятия – проверка готовности класса к занятию, проверка личного состава и рапорт дежурного.
Первый этап занятия: определение целей и задач проводимого занятия – запись темы в тетрадь с опорой на презентацию. Поэтапная работа с темой занятия: объяснение необходимости использования сокращений и обсуждение эпиграфа по отношению к теме занятия.
Работа с первым слайдом – определение понятия ТЭК, работа с учебником и нахождение основных составляющих в определении. Опрос желающих высказаться по данному вопросу и определение степени его понимания.
Создание проблемной ситуации по первой части изучаемого материала. Ответы на вопросы о роли ТЭКа с использованием учебника. Аргументация ответов со ссылкой на имеющиеся источники знаний из различных источников.
Слайд «Роль ТЭКа в современной России»
- От него зависит?
- Почему ТЭК является основным поставщиком валюты в государственный бюджет?
- Какую долю занимает ТЭК в экспорте России?
- Чем ТЭК России отличается от ТЭКа большинства стран мира?
Подведение итогов по ответам, комментарии по отдельным положениям. Поиск связи с изученными разделами истории и современной экономической ситуацией в России.
Слайд «Состав ТЭКа России»
Работа с рисунком в учебнике и на слайде презентации. Главное в работе – определение основных составляющих комплекса. Необходимо выделить три части и указать их взаимную зависимость. Учащиеся работают у доски со слайдом. Указываются основные элементы ТЭКа и их взаимозависимость друг с другом.
Следующий слайд служит для закрепления изученного раздела и проверки понимания.
Слайд «Основные виды добываемого топлива по отраслям промышленности»
Особое внимание при работе обращается на расположение отраслей топливной промышленности. Такое положение необходимо обосновать с опорой на фактические данные из учебника или других источников знаний.
Слайд «Топливно-энергетический баланс»
Переход к следующему слайду начинается с проверки понимания термина «баланс». Учащимся необходимо привести пример при помощи весов или других разновесных измерительных приборов. По ходу работы обращаемся к учебнику и обнаруживаем, что определение подразумевает как минимум две составные части. Учащимся предлагается определить их (приходная и расходная часть). Ставится проблемная задача: какие могут быть виды ТЭБа. Полученные результаты фиксируются в тетрадях.
Слайд «Виды ТЭБа» построен таким образом, что на первый тип баланса известен, а остальные необходимо сформулировать с опорой на первый тип ТЭБа.
Создание проблемной ситуации с использованием слайда. По пункту «В» возникает вопрос: почему данный вид баланса является очень неустойчивым? Проблема обсуждается по отделениям и выносится вердикт по правильному варианту.
Последний вопрос в слайде построен на ассоциативных связях: почему цвет чёрный? Чем можно доказать, что ТЭБ России действительно отрицательный и как это отражается на потреблении продукта и на экономике России в целом?
Подготовительный этап к работе по следующему слайду. Ссылка на то, что в решении данных вопросов вам помогут знания по истории и физике.
- Какое топливо было основным в начале XIX века и почему? Какой вид топлива во второй половине XIX века стал основным в России? Аргументируйте свой ответ.
- Что послужило причиной бурного развития нефтяной промышленности?
- Что сдерживало развитие газовой промышленности до середины XX века?
В ответах обязательно должны быть приведены примеры из физики и истории: двигатели и их виды; начало промышленного переворота в России; реформы Витте и Столыпина; прокладка железной дороги на Дальний Восток; поражение России в гонке вооружений во время Крымской войны и др.
Нефтяная промышленность – посылка к эпиграфу – двигатель внутреннего сгорания и открытие нефтяных месторождений на Каспии. Проблемы в развитии газовой отрасли объясняются в сложностях технического характера при добыче и транспортировке, которые стали возможны при совершенствовании материально – технической базы отрасли.
Слайд «Условное топливо (у. т.)»
Учащимся предлагается найти в учебнике определение понятия «условное топливо».
По определению его содержания, предлагается проблемный вопрос: какое полезное ископаемое и почему было взято за основу условного топлива? Выслушав ответы, проводим голосование, кто оказался прав в своих ответах. Определяем показатели, которые стали критериями: теплоотдача – 7000 ккал, способы добычи топлива и роль в истории развития топливной промышленности. Используя межпредметные связи и примеры из биологии, отвечаем на вопрос, сколько калорий необходимо потреблять человеку в сутки для нормального существования. Какие вещества основные в пище человека и видах топлива – углерод и его составляющие.
Слайд «Калорийность топлива»
Один из учащихся указывает, какое же топливо является эквивалентом у.т. Ещё раз вспоминаем, почему всё же каменный уголь является основой понятия и определения условного топлива. Предлагается вспомнить, какие горючие полезные ископаемые имеются в Ульяновской области, и какие события повлияли на их формирование в данной местности. На экране – физическая карта Ульяновской области с указанием месторождений полезных ископаемых и их видов.
Важнейшим вопросом изучения материала будет обсуждение проблем развития ТЭКа через его состояние. Работа по вопросам.
- Добыча и производство энергии дорожает. Объясните, почему?
- Рост затрат на транспортировку. Как вы можете объяснить это явление?
- Как связаны экология и развитие топливно-энергетического комплекса?
Учащиеся должны понять, что такая важная отрасль находится в неблагоприятном положении. Все ответы должны содержать, в той или иной степени, объяснение этой проблемы и указывать наиболее реальные пути выхода из данной ситуации.Работа с картой топливно-энергетического комплекса России, на которой происходит отработка навыков картографической грамотности и умений аргументировать свой ответ параллельно с поискомфактов.
Слайд проблемного содержания «Можно ли выйти из проблем комплекса без потерь?»
Класс работает по статистическому материалу. Ответы должны сопровождаться опорой на имеющиеся знания из системы смежных предметов и объяснять важность этого аспекта с применением на практике в повседневной жизни. Предлагать реальные выходы из трудноразрешимых ситуаций экономического развития в современной жизни России. Приветствуется дискуссионный характер обсуждения. Работа в парах или группах.
Этап первичной проверки знаний проходит в форме повторного рассмотрения основных вопросов изученного материала. Обозначаются элементы значимости изучаемого материала с практической точки знаний и более глубокого изучения отдельных разделов ТЭКа по отраслям.
Осуществляется проверка основного понимания материала с использованием мультимедийного диска. Учащиеся приглашаются на добровольной основе. Тестовое задание в виде таблицы позволяет проверить был ли учебный материал хорошо воспринят фактически и логически. В задании элементы встают на место при их правильном размещении.
Задание на самостоятельную подготовку: разбивается на несколько элементов.
§ 21 – прочитать, сделать выписки для опорного конспекта.
Подготовить информацию о видах и способах энергосбережения в форме презентаций или кратких сообщений с подбором сопроводительных иллюстраций.
Подготовка к проведению конкурса экологической листовки: «Россия – мой дом», «Спасём природу», «Я и мир вокруг меня».
Объявление выставленных оценок с комментариями.
Подведение итогов по взводам и ротам во второй четверти.