Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК). 9 класс. Открытый урок (мастер-класс)

Цели:

  • методическая: показать приёмы активизации познавательной деятельности учащихся через создание обучающей среды, направленной на формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельного приобретения знаний;
  • образовательная: изучение особенностей становления и развития топливно-энергетического комплекса России, изменения структуры комплекса по периодам времени; основные направления развития в настоящее время;
  • воспитательная: воспитание экологической культуры, познавательной активности, чувства патриотизма, экологической грамотности
  • развивающая: развивать познавательный интерес к предмету через решение творческих заданий, умения самостоятельно работать с проблемными вопросами по изучаемой теме.

Тип урока: получение новых знаний.

Обрудование: Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. «География. Хозяйство. Регионы», Москва, ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» 2013 г., план-конспект занятия, карта РФ, тетради, мультимедийный диск по географии для 9 кл., презентация по теме, атласы по географии для 9 кл., схемы по изучаемой теме.

Методическая цель урока: показать приёмы активизации познавательной деятельности учащихся через создание обучающей среды, направленных на формирование у обучаемых умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.

Ход урока и его основные параметры

Начало занятия – проверка готовности класса к занятию, проверка личного состава и рапорт дежурного.

Первый этап занятия: определение целей и задач проводимого занятия – запись темы в тетрадь с опорой на презентацию. Поэтапная работа с темой занятия: объяснение необходимости использования сокращений и обсуждение эпиграфа по отношению к теме занятия.

Работа с первым слайдом – определение понятия ТЭК, работа с учебником и нахождение основных составляющих в определении. Опрос желающих высказаться по данному вопросу и определение степени его понимания.

Создание проблемной ситуации по первой части изучаемого материала. Ответы на вопросы о роли ТЭКа с использованием учебника. Аргументация ответов со ссылкой на имеющиеся источники знаний из различных источников.

Слайд «Роль ТЭКа в современной России»

  • От него зависит?
  • Почему ТЭК является основным поставщиком валюты в государственный бюджет?
  • Какую долю занимает ТЭК в экспорте России?
  • Чем ТЭК России отличается от ТЭКа большинства стран мира?

Подведение итогов по ответам, комментарии по отдельным положениям. Поиск связи с изученными разделами истории и современной экономической ситуацией в России.

Слайд «Состав ТЭКа России»

Работа с рисунком в учебнике и на слайде презентации. Главное в работе – определение основных составляющих комплекса. Необходимо выделить три части и указать их взаимную зависимость. Учащиеся работают у доски со слайдом. Указываются основные элементы ТЭКа и их взаимозависимость друг с другом.

Следующий слайд служит для закрепления изученного раздела и проверки понимания.

Слайд «Основные виды добываемого топлива по отраслям промышленности»

Особое внимание при работе обращается на расположение отраслей топливной промышленности. Такое положение необходимо обосновать с опорой на фактические данные из учебника или других источников знаний.

Слайд «Топливно-энергетический баланс»

Переход к следующему слайду начинается с проверки понимания термина «баланс». Учащимся необходимо привести пример при помощи весов или других разновесных измерительных приборов. По ходу работы обращаемся к учебнику и обнаруживаем, что определение подразумевает как минимум две составные части. Учащимся предлагается определить их (приходная и расходная часть). Ставится проблемная задача: какие могут быть виды ТЭБа. Полученные результаты фиксируются в тетрадях.

Слайд «Виды ТЭБа» построен таким образом, что на первый тип баланса известен, а остальные необходимо сформулировать с опорой на первый тип ТЭБа.

Создание проблемной ситуации с использованием слайда. По пункту «В» возникает вопрос: почему данный вид баланса является очень неустойчивым? Проблема обсуждается по отделениям и выносится вердикт по правильному варианту.

Последний вопрос в слайде построен на ассоциативных связях: почему цвет чёрный? Чем можно доказать, что ТЭБ России действительно отрицательный и как это отражается на потреблении продукта и на экономике России в целом?

Подготовительный этап к работе по следующему слайду. Ссылка на то, что в решении данных вопросов вам помогут знания по истории и физике.

  1. Какое топливо было основным в начале XIX века и почему? Какой вид топлива во второй половине XIX века стал основным в России? Аргументируйте свой ответ.
  2. Что послужило причиной бурного развития нефтяной промышленности?
  3. Что сдерживало развитие газовой промышленности до середины XX века?

В ответах обязательно должны быть приведены примеры из физики и истории: двигатели и их виды; начало промышленного переворота в России; реформы Витте и Столыпина; прокладка железной дороги на Дальний Восток; поражение России в гонке вооружений во время Крымской войны и др.

Нефтяная промышленность – посылка к эпиграфу – двигатель внутреннего сгорания и открытие нефтяных месторождений на Каспии. Проблемы в развитии газовой отрасли объясняются в сложностях технического характера при добыче и транспортировке, которые стали возможны при совершенствовании материально – технической базы отрасли.

Слайд «Условное топливо (у. т.)»

Учащимся предлагается найти в учебнике определение понятия «условное топливо».

По определению его содержания, предлагается проблемный вопрос: какое полезное ископаемое и почему было взято за основу условного топлива? Выслушав ответы, проводим голосование, кто оказался прав в своих ответах. Определяем показатели, которые стали критериями: теплоотдача – 7000 ккал, способы добычи топлива и роль в истории развития топливной промышленности. Используя межпредметные связи и примеры из биологии, отвечаем на вопрос, сколько калорий необходимо потреблять человеку в сутки для нормального существования. Какие вещества основные в пище человека и видах топлива – углерод и его составляющие.

Слайд «Калорийность топлива»

Один из учащихся указывает, какое же топливо является эквивалентом у.т. Ещё раз вспоминаем, почему всё же каменный уголь является основой понятия и определения условного топлива. Предлагается вспомнить, какие горючие полезные ископаемые имеются в Ульяновской области, и какие события повлияли на их формирование в данной местности. На экране – физическая карта Ульяновской области с указанием месторождений полезных ископаемых и их видов.

Важнейшим вопросом изучения материала будет обсуждение проблем развития ТЭКа через его состояние. Работа по вопросам.

  1. Добыча и производство энергии дорожает. Объясните, почему?
  2. Рост затрат на транспортировку. Как вы можете объяснить это явление?
  3. Как связаны экология и развитие топливно-энергетического комплекса?

Учащиеся должны понять, что такая важная отрасль находится в неблагоприятном положении. Все ответы должны содержать, в той или иной степени, объяснение этой проблемы и указывать наиболее реальные пути выхода из данной ситуации.Работа с картой топливно-энергетического комплекса России, на которой происходит отработка навыков картографической грамотности и умений аргументировать свой ответ параллельно с поискомфактов.

Слайд проблемного содержания «Можно ли выйти из проблем комплекса без потерь?»

Класс работает по статистическому материалу. Ответы должны сопровождаться опорой на имеющиеся знания из системы смежных предметов и объяснять важность этого аспекта с применением на практике в повседневной жизни. Предлагать реальные выходы из трудноразрешимых ситуаций экономического развития в современной жизни России. Приветствуется дискуссионный характер обсуждения. Работа в парах или группах.

Этап первичной проверки знаний проходит в форме повторного рассмотрения основных вопросов изученного материала. Обозначаются элементы значимости изучаемого материала с практической точки знаний и более глубокого изучения отдельных разделов ТЭКа по отраслям.

Осуществляется проверка основного понимания материала с использованием мультимедийного диска. Учащиеся приглашаются на добровольной основе. Тестовое задание в виде таблицы позволяет проверить был ли учебный материал хорошо воспринят фактически и логически. В задании элементы встают на место при их правильном размещении.

Задание на самостоятельную подготовку: разбивается на несколько элементов.

§ 21 – прочитать, сделать выписки для опорного конспекта.

Подготовить информацию о видах и способах энергосбережения в форме презентаций или кратких сообщений с подбором сопроводительных иллюстраций.

Подготовка к проведению конкурса экологической листовки: «Россия – мой дом», «Спасём природу», «Я и мир вокруг меня».

Объявление выставленных оценок с комментариями.

Подведение итогов по взводам и ротам во второй четверти.

  • Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК). 9 класс. Открытый урок (мастер-класс)

  • Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК). 9 класс. Презентация к открытому уроку (мастер-классу)

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться