Татьяна Лисицкая: «Здорового образа жизни без физкультуры не бывает»
О том, зачем нужен учебник по физкультуре, и чему он может научить как взрослых, так и детей, — вы узнаете из интервью с одним из авторов учебников «Физическая культура для 1— 4 классов», входящих в УМК «Планета знаний».Татьяна Лисицкая — мастер спорта по художественной гимнастике, заслуженный работник физической культуры, кандидат биологических наук, профессор кафедры теории и методики гимнастики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Она ведет свою телепередачу, выпустила несколько монографий по теории и практике аэробики, художественной гимнастике и хореографии в спорте.
Теперь педагоги и родители могут узнать Татьяну Лисицкую с новой стороны: как автора учебников «Физическая культура для 1— 4 классов», входящих в УМК «Планета знаний».
— Татьяна Соломоновна, почему вы решили написать школьный учебник? Наверное, работали в школе учителем физкультуры?
— За свою жизнь я написала много разных учебников: по аэробике и фитнесу, по гимнастике и танцам. Я слежу за всеми современными тенденциями в детском фитнесе, которые могут применяться в школе. Но с детьми я работала только в спорте. Зато моя замечательная соавтор Лариса Александровна Новикова проработала в школе пятнадцать лет и знает о ней все. Мы давно уже пишем вместе. Наша общая книга «Физическое развитие дошкольников» вызвала большой интерес.
Читайте также: Почему предмет ОБЖ полезен и детям и взрослым?
УМК по физкультуре для 1—4 классов Т.С. Лисицкой и Л.А. Новиковой решает три группы задач:
- оздоровление (укрепление здоровья, совершенствование физического развития);
- образовательные задачи (формирование жизненно важных умений и навыков, развитие двигательных способностей, приобретение знаний в области физической культуры, необходимых для сознательного использования их в повседневной жизни);
- воспитательные задачи (формирование потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями и спортом, содействие гармоничному развитию личности, в том числе воспитание духовных, эстетических и волевых качеств).
— Многие учителя спрашивают: зачем вообще нужен учебник физкультуры?
— Это распространенная точка зрения. Считается, что учителя сами знают, что делать и говорить: «Руки вперед, присед, прыжок, раз-два…» Мы все время забываем, что физкультура не только укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат, не только исправляет осанку. На самом деле это большая область культуры, овладевая которой человек учится познавать себя, свои ощущения, свое тело. В учебнике мы объясняем, что физическая культура — это часть человеческой культуры. Назовите мне предмет школьной программы, в котором ребенок познавал бы свое тело. Биология, правильно! Но на биологии мы изучаем тело через визуальный ряд. А на уроках физической культуры дети узнают свое тело через ощущения, через осознание движения. Через движение мы познаем себя и внешний мир. Через прикосновения мы учимся контактировать с другими людьми. Дети должны заниматься упражнениями в парах, в командах, получая возможность оказывать друг другу помощь. Таким образом, у них развиваются коммуникативные способности. А это для современных детей необходимо!
— Чем ваш учебник физкультуры отличается от других книг и пособий?
— Это первый учебник физкультуры для 1—4 классов, который предполагает наличие видеоряда. Мы показываем педагогам, как правильно делать с детьми упражнения. Визуальный ряд в учебнике физкультуры нужен больше, чем в учебнике математики. Если я, с моим большим двигательным опытом, вижу книгу по йоге или по силовому тренингу без единой картинки, я никогда не куплю ее! Как я ее буду читать, лежа на спине, с опорой руками? Педагогу нужно видеть, как выполняются те или иные движения. Поэтому мы постарались дать в учебниках как можно больше рисунков. Некоторые из них напоминают кинограмму. По ним можно проследить, например, последовательность движений в кувырке. Мы снимали их по фазам специальной спортивной аппаратурой. Потом это рисовалось. Для видео, предназначенного для ЭФУ, заказали композитору музыку и написали забавный текст. Сразу скажу, чтобы учителя не удивлялись: гимнастику для детей младшего школьного возраста мы снимали на подростках. Объясняю: когда маленькие дети красиво делают упражнения, взрослые любуются в первую очередь детьми. Это давно проверено. Взрослые перестают следить за точностью движений. А дети думают с унынием: «Я никогда-никогда не смогу сделать эти движения так, как их делают мои сверстники!» Важно, чтобы дети решили: когда мы вырастем, мы будем делать это точно так же, и у нас все получится.
Читайте также: Стартовала всероссийская интеллектуальная олимпиада для учеников 4-х классов
— Какую помощь получает учитель, работающий по вашей линии УМК?
— Линия включает программу, учебники, методические пособия с поурочными планами и конспектами уроков. Впервые в УМК по физкультуре появились увлекательные спортивные дневники школьников. В учебниках мы попытались дать не только базовую часть, которая входит в программу, но и вариативную, позволяющую заниматься с детьми с учетом их индивидуальных способностей. Есть у нас красивые исторические странички и «страничка рекордов». Мы хотим, чтобы дети знали историю нашего спорта и лучших спортсменов. Надо знать в лицо своих героев. Множество рисунков подскажут учащимся ответы на те или иные вопросы: каким путем можно забить шайбу в ворота, как будет двигаться хоккеист…
— Многие учителя жалуются, что дети не любят уроки физкультуры. Почему?
— Потому что в школе детям предлагают чисто механические нагрузки. Их заставляют делать какие-то движения и не объясняют, зачем им это нужно. Какая польза тебе в том, что ты просто выполнишь подтягивание? Для того чтобы научиться управлять своим телом, снимать стресс, чтобы выправить осанку или снять лишнюю нагрузку, свои движения нужно осознавать. А можно делать подтягивание и при этом смотреть по телевизору новости. Это и будет механическая нагрузка. В учебнике мы попытались доказать, что к физкультуре следует относиться, как к своеобразной интеллектуальной деятельности. Ребенок должен прийти к пониманию, что благодаря физической культуре он может управлять своими эмоциями, снимать стресс, следить за осанкой. Здорового образа жизни без физкультуры не бывает. У нас в учебнике педагог найдет подбор упражнений, нацеленный на то, чтобы выстраивать у детей правильные двигательные стереотипы. Мы живем под влиянием двигательных стереотипов, и ничто, кроме физических упражнений, не может их изменить. Правильное сидение, стояние — это двигательные стереотипы. Вы можете ходить в фитнес-клуб три раза в неделю. Но если вы будете сидеть на занятиях подбоченясь, или горбиться за компьютером, или ходить на полусогнутых ногах — все негативные двигательные стереотипы останутся с вами.
Читайте также: Онлайн-образование: 10 лучших ресурсов
— Современным школьникам нужны иные упражнения, чем, скажем, двадцать лет назад?
— Современные дети — одиночки. Еще в детском саду они привыкают общаться только со своим телефоном. Я не говорю о последствиях для зрения. Но посмотрите, что у них происходит с большими пальцами рук! У детей и подростков большие пальцы остаются полусогнутыми от постоянного нажимания на кнопки. Для того чтобы разогнуть пальцы, приходится применять лечебную физкультуру, разрабатывать специальные упражнения. В наш учебник специально для этого включены упражнения пальчиковой гимнастики. С их помощью мы тренируем не только пальцы. Мы учимся управлять своими движениями. Это гимнастика для развития мозга.
— По ФГОС начального образования, родители должны участвовать в учебе своих детей. Семьи смогут пользоваться вашим учебником?
— Мы написали его так, чтобы учителю было легко им пользоваться, а родители и дети читали его с интересом. В нашем УМК есть вопросы, за ответами на которые детям придется обращаться к родителям. Сужу по своим знакомым: если у них хватает времени, они занимаются дома с детьми по нашему учебнику.
Читайте также:
- Вся необходимая методическая помощь учителю
- Актуальные новости образования
- Записаться на бесплатные вебинары объединенной издательской группы «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ»