Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Сельское хозяйство мира. Растениеводство. География. 10–11 классы. Разработка урока

Пояснительная записка к уроку

Представленный урок запланирован как урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Сельское хозяйство мира. Растениеводство».

Данный урок ориентирован на учителей, работающих в 10-х классах по учебнику О. А. Бахчиевой «Экономическая и социальная география мира» (УМК «География» ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» под общей редакцией В. П. Дронова). Он также может быть использован при изучении этого раздела и с использованием других учебников.

В уроке максимально учтены приоритетные направления модернизации школьного географического образования в условиях перехода
на Федеральные государственные образовательные стандарты.

Данный курс изучается 68 часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11). Это 28 урок по курсу экономической и социальной географии мира и 7 урок в теме «Мировое хозяйство». Урок является продолжением предыдущей темы «Промышленность», именно поэтому в начале урока достаточно времени уделяется повторению основных элементов мировой промышленности. При этом при проведении тестирования ответы
на вопросы предлагается аргументировать. На данном уроке происходит подготовка к последующему успешному восприятию темы «Животноводство» и к дальнейшему изучению экономики отдельных стран в 11 классе. Четко прослеживается также межпредметная связь урока с биологией (при рассмотрении биотехнологий в сельском хозяйстве).

Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и материалами виртуального урока): владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с цифровыми ресурсами по теме изучаемого урока, владение программой Notebook.

Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментами интерактивной доски): от учащихся потребуется знакомство с компьютером (мышь, клавиатура), с программой Notebook (можно минимальное), умение работать инструментами интерактивной доски.

Роль учителя: организовать работу учеников; изложить новый материал при помощи инструментов интерактивной доски; проверить результативность работы учащихся.

Роль компьютера и интерактивной доски: обучающая, информационная, контролирующая.

Роль ученика: принимать активное участие в работе, выполнять задачи, поставленные учителем, воспринимать и запоминать новую информацию, проверить себя, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения.

Основные смысловые блоки урока (относительно целостные части содержания, которые возможно выразить с помощью познавательного вопроса или задачи): растениеводство (его состав и структура); уровень товарности; «зеленая революция»; ГМО; ареалы произрастания культур; лидеры в производстве сельскохозяйственных культур.

Проблема недостатка времени на изучение новой темы, закрепление и проверку полученных знаний, решается следующим образом: специализацию сельского хозяйства, уровень товарности, уровень интенсивности производства, основные этапы развития мирового сельского хозяйства и информацию по основным культурам (зерновым) представляет учитель, а изучение остальных культур, ареалов их распространения, страны-лидеры в их производстве ребята выполняют самостоятельно, работая с учебником. На этом этапе происходит отработка основных ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков таких, как критическое и системное мышление, умение работать с информацией, работа в команде, направленность на саморазвитие.

Деятельностный компонент урока проходит в форме тестирования учащихся, анализа справочного материала и карт, работы в группах и мини-презентации итогов групповой деятельности.

Творческий компонент урока – составление вопроса от одной группы обучающихся для другой, который ребята придумывают в конце урока,
с целью более полного изучения материала.

Личностный компонент прослеживается во время самостоятельной работы с источниками информации, во время презентации итогов групповой деятельности и тестировании.

Для реализации в ходе урока запланированы следующие цели и задачи:

  • обучающая – расширить представление учащихся о мировом сельском хозяйстве, объяснить закономерность производства тех или иных культур от природно-экономических условий, показать взаимосвязь уровня товарности сельского хозяйства, который определяет уровень интенсивности производства с уровнем экономического развития страны;
  • развивающая – сформировать учебные компетентности школьников, такие как функции самоконтроля, самоанализа, развитие логического, критического и системного мышления, умение работать с информацией, работать в команде, умение ставить и решать проблемы, развитие монологической речи и презентативных навыков;
  • воспитательная – содействовать формированию благоприятного стиля общения в классном коллективе, способствовать проявлению дружеских чувств по отношению к своим одноклассникам, конкретизировать экологические знания на отдельных этапах урока.

Специфика урока и новаторский подход проявились также и в выборе комбинированной формы изучения учащимися отдельных отраслей растениеводства (самостоятельно, в группах и с учителем). Еще один эффективный ход, это сочетание при изложении нового материала информации и опорных схем из учебника и картодиаграмм из газеты «География», данные в которых более свежие.

Все требования программы по данной теме получили отражение в ходе урока. Вся структура урока стимулирует высокую познавательную активность учащихся, как в процессе закрепления пройденного, так и во время рассмотрения нового материала. Большое значение при проведении урока придается пробуждению познавательного интереса у ребят.

Удовлетворительная работоспособность на уроке достигается за счет смены, оптимальных по продолжительности, видов деятельности, сочетанию форм индивидуальной и групповой работы, релаксационным упражнениям.

На уроке используются следующие виды учебной деятельности: опрос учащихся, чтение, слушание, рассказ, работа с учебником, ответы на вопросы, практические занятия.

Для предупреждения усталости, и снятие скованности ребят, неуверенных в себе, задействуются активные формы обучения: нетрадиционное начало; создание ситуации предположения; графическое отображение материала; интерактивные методы обучения; релаксация
в середине урока, самостоятельная работа с текстом.

В ходе урока имеет место первичное закрепление нового материала. Виды контроля на уроке – самоконтроль и взаимопроверка.

Использование компьютера и проектора на уроке обосновано тем, что на основе визуального ряда легче развивать образное мышление учащихся, целостное восприятие современной географической картины мира. Появляется возможность совместить теоретический и демонстрационный материал. Учебный процесс становится более эффективным, так как ученик выступает его активным участником.

Самостоятельная работа запланирована таким образом, что бы при недостатке времени для ее выполнения в ходе урока, она может быть продолжена дома. Вопросы, которые ребятам предложено составить для других групп, стимулируют их рассмотреть в учебнике информацию
не только о «своей» группе культур, но и о других культурах.

При создании урока использована программа Notebook 10, средства интерактивной доски SMART Board, а также интерактивные средства Lessons Activity Toolkit. Это позволяет широко использовать следующие возможности интерактивной доски: работа с «конспектом» занятия, как на традиционной доске, запуск на компьютере различных приложений и полное управление ими с поверхности доски, работа с графическими
и видеоматериалами, изменение и дополнение подготовленных материалов в процессе проведения занятия, использование визуального ресурса урока с минимальными затратами времени, классификация и систематизация учебного материала, изучение его на повышенном уровне.

Урок предполагает использовать дифференциацию обучения – учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах, либо, незначительно изменяя отдельные элементы урока, его можно представить в классах различного уровня обученности.

Современные приемы образования, а также приемы и методы использования информационных технологий в ходе этого урока представлены в использовании интерактивной доски, программы Notebook 10, средств интерактивной доски SMART Board, а также интерактивных средств Lessons Activity Toolkit. Это позволило четко, логически структурировать урок, представить учащимся достаточное количество справочной информации, сэкономив время на ее поиск в учебнике и приложениях, наглядно проиллюстрировать абстрактные идеи и теории при объяснении. Большое количество фотографий, используемых в данной разработке, создает на уроке эффект присутствия. Широкое использование различных интерактивных средств и анимации в оформлении «страниц», также позволяет поддерживать интерес учащихся.

Организация творческой деятельности учащихся в ходе этого урока моделируется, во-первых, выполнением различных интерактивных заданий на доске, во-вторых, организацией самостоятельной работы учащихся в группах, с последующей презентацией результатов. В ходе этой работы проверяются не только теоретические знания учащихся, но и их умения поиска информации, ее анализа, отделения главной информации от второстепенной. Проверяются так же их практические умения: работа с контурной картой (Лист заданий 1).

Новые методики и технологии обучения, применяемые в ходе этого урока, позволяют вести оперативный контроль ЗУН и получить оперативную обратную связь. Они способствуют высокой плотности, динамичности
и мобильности урока. Эти методики облегчают выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование урочного времени.

Оценка эффективности данного урока заключается в возможности проводить опрос различными способами (смена видов деятельности),
в вовлечении в работу большого числа учащихся, так как практически любая информация, данная учителем, сразу предлагается к анализу. Презентованные группами результаты самостоятельной работы оцениваются представителями других групп, а так же вопросы, которые ребята формулируют своим товарищам (Лист заданий 2), стимулируют их рассмотреть в учебнике информацию не только о «своей» группе культур,
но и о других культурах.

Ход урока «Сельское хозяйство мира. Растениеводство»

№ слайда

Этап урока, слайды

Действия учителя. Формы организации работы учителя

Действия учеников. Формы организации работы детей

1.

Титульный слайд

Титульный слайд

Объявление темы урока.

Учитель объявляет тему урока, при этом основные этапы урока появляются при нажатии на экран интерактивной доски.

Организационный этап.

Учитель объявляет основные этапы урока.

Ученики, слушают, при необходимости делают пометки.

2.

Слайд 2

Повторение основных знаний, полученных на предыдущем уроке.

Учитель предлагает вспомнить основные термины и определения прошлого урока.

На нем представлен тест созданный в программе Notebook 10, при помощи средств интерактивной доски SMART Board. Задания в тесте полностью соответствуют уровню знаний и текстовому материалу предыдущих параграфов в теме «Промышленность».

Оценка ребенку, находящемуся у доски,  выставляется автоматически, специальной программой. По ходу выполнения теста могут быть заданы дополнительные вопросы, позволяющие расширить проверяемый объем и уровень знаний. Учащиеся в классе выполняют задание параллельно, в своих тетрадях.

3.

Слайд 3

Объяснение нового материала.

Перед началом объяснения учитель просит обратиться к рисунку 73 в параграфе 26.

Дети отвечают на поставленные вопросы, при этом, учитель нажимает на соответствующие поля слайда, проверяя элементы верного ответа.

 

Слайд 3

Во время объяснения  учитель нажимает на соответствующие поля слайда, иллюстрируя свой рассказ.

 

Во многих странах большая часть территории занята сельскохозяйственными угодьями. Это очень важная составляющая экономики большинства стран мира.

Чтобы говорить о нем, давайте вспомним:

  • составные части отраслевой структуры сельского хозяйства;
  • как и какие природные условия оказывают влияние на сельскохозяйственную специализацию;
  • какие отрасли растениеводства России вы помните.

Специализация в сельском хозяйстве представляет собой выбор такого направления хозяйства, которое позволяет с учетом конкретных природно-экономических условий производить максимальное количество продукции с минимальными затратами.

Уровень товарности – это отношение объема реализованной продукции к объему ее производства в натуральном выражении или в сопоставимых ценах. Выделяют соответственно товарный, потребительский и смешанный типы. Товарное сельское хозяйство – тип сельского хозяйства, преобладающий в развитых странах и включает в себя:

  • интенсивное земледелие с севооборотом:
  • интенсивное животноводство с заготовкой кормов;
  • садоводство;
  • огородничество.

Товарное сельское хозяйство представлено крупными, хорошо организованными фермами и плантациями с широким использованием наемной рабочей силы, ориентировано прежде всего на (внешний) рынок. В отдельных развивающихся странах представлен смешанный тип сельского хозяйства (отдельные культуры являются товаром), во многих развивающихся – потребительский тип сельского хозяйства, представленный мелкими и мельчайшими хозяйствами, преимущественно растениеводческими. Техническая оснащенность такого сельского хозяйства низкая, урожайность зерновых в среднем в два раза, а производительность труда в 25—30 раз ниже, чем в развитых странах. Продукция идет главным образом на удовлетворение нужд самих работников, выход на рынок очень мал.

4.

Слайд 4

Представляя этот слайд, учитель так же открывает соответствующие поля слайда, где представлена, либо иллюстрация, либо дополнительная информация.

Переворачивая соответствующие поля слайда, учитель раскрывает содержание отдельных определений.

Учащиеся слушают. При необходимости делают пометки в тетради. (Проблемный вопрос о ГМО, может быть задан на дом, но может выть озвучен на уроке сразу, если был предварительно подготовлен кем-либо из учащихся).

 

Слайд 4

 

Разумеется, уровень товарности определяет уровень интенсивности производства.

Перед вами основные этапы развития мирового сельского хозяйства: от экстенсивного к «зеленой» революции и биотехнологиям. Одной из главных проблем экстенсивного сельского хозяйства стала система подсечно-огневого земледелия в тропических странах. В лесу рубили деревья или подсекали их, подрезали кору, чтобы они высохли. Через год лес сжигали и производили посев прямо в золу, выступающую хорошим удобрением. Последствия – обезлесение и опустынивание, особенно в Африке.

«Зеленая» революция, это комплекс изменений в сельском хозяйстве развивающихся стран, имевших место в 1950-х – 1970-х годах и приведших к значительному увеличению мировой сельскохозяйственной продукции. Включал в себя активное выведение более продуктивных сортов растений, расширение ирригации, применения удобрений, пестицидов, современной техники.

В современном сельском хозяйстве широко применяются биотехнологии, которые позволяют решить многие проблемы человечества, такие как проблему голода, нехватки продовольствия, ресурсов, энергии, экологическую проблему. С помощью современных методов традиционные биотехнологические производства получили возможность улучшить качество пищевых продуктов и увеличить продуктивность живых организмов. Биотехнологии подразумевают также широкое внедрение ГМ культур. Наибольшие площади, занятые под ГМ культурами в США, Канаде, Австралии, Аргентине, Мексике, ЮАР, Франции.  Ну, а лидеры развития биотехнологий - США, Япония, Германия, Франция. Дальнейший прогресс человечества во многом связан с развитием биотехнологий, но давайте подумаем: К чему может привести неконтролируемое распространение ГМО?

5.

Слайд 5

Учитель объявляет состав отраслей растениеводства (стр. 154, рис. 74). Несложный анализ схемы позволяет увидеть, что важнейшим направлением является полеводство, с ним связано производство основных сельхозкультур – зерновых.

85 % от всех выращиваемых зерновых дают пшеница, рис и кукуруза. Учитель предлагает рассмотреть ареалы произрастания.

Учащиеся рассматривают схему на странице, названной учителем, и анализируют ее.

6.

Слайд 6

На карте учитель показывает основные ареалы произрастания пшеницы, используя для этого инструмент ИД «перо».

(На этих страницах звездочке задана функция утилиты множественного клонирования, таким образом, учитель показывает страны-лидеры, а ареалы распространения можно показать инструментом «перо», штрихуя или обводя нужный район).

Учащиеся слушают и фиксируют ареалы в контурной карте.

 

Слайд 6

 

Пшеница – пшеничный пояс США, степные провинции Канады, аргентинская пампа, Австралия, степная часть России и Казахстана.

Рис – возделывается в условиях более высоких температур и избыточного увлажнения. В первую очередь это Восточная и Юго-восточная Азия. На базе рисоводства в этом регионе сложились самые густозаселенные ареалы сельского населения. Среди других регионов можно выделить Бразилию, Египет, США.

Кукуруза – крупнейшим производителем являются США (таты Айова, Иллинойс), здесь плодородные почвы, теплый и влажный климат, что способствовало формированию «золотого» кукурузного пояса. Это 1/3 мирового производства кукурузы. У США доминирующее положение на мировом рынке кукурузы, вторым по значению экспортером является Аргентина. В производстве кукурузы выделяются также Китай и Бразилия, но здесь эта культура в первую очередь обеспечивает потребности внутреннего животноводства, является кормовой.

 

Слайды 7 (рис) и 8 (кукуруза) аналогичны слайду 6.

 

Здоровьесберегающий аспект занятия. Экран выключен.

По окончании этой части работы (это примерно середина урока) учитель проводит минуту релаксации.

Учащиеся закрывают глаза, делают известные им, несложные упражнения для рук, шеи и спины.

9.

Слайд 9

Учитель, очень коротко, предлагает учащимся данные из газеты «География,  приложение к «1 сентября», по тем культурам, которые не представлены в учебнике.

Учащиеся слушают и, по необходимости, фиксируют ареалы в контурной карте.

 

Среди других зерновых выделяются: рожь – лесная зона, оподзоленные почвы (Россия, Беларусь); гречиха – Россия, Украина, Китай; ячмень – неприхотлив, произрастает повсеместно, является кормовой культурой. Сорго отличается теплолюбивостью, высокой засухоустойчивостью. Легко приспосабливается к различным почвам, поэтому произрастает в тропической и субэкваториальной зонах.

10.

Слайд 10

Учитель переходит к рассказу о странах, крупнейших производителях зерновых.

При этом продолжает приводить данные из газеты «География, приложение к «1 сентября», с опорой на текст параграфа.

Учащиеся соотносят крупнейших производителей зерновых, определяют, являются ли они при этом, одновременно экспортерами

11.

Слайд 11

 

 

В итоге мы можем выделить основных  производителей зерновых: Китай, США, Индия, Россия, Бразилия, Франция, Канада. Обратите внимание на Австралию и Аргентину – сбор зерновых в этих странах не так велик, по сравнению с уже названными, но если вы обратитесь к рисунку 75 на стр. 155, то увидите, что они являются крупнейшими экспортерами пшеницы наряду с США и Канадой, в то время как Китай, Индия, Бразилия, крупные производители, зерно импортируют.

12.

Слайд 12

Учитель предлагает проанализировать рис. 75 и проверить себя при помощи интерактивного теста.

Пара учащихся, после анализа рисунка, выходят к доске и перемещают страны  в сектора «импортеры» или «экспортеры». Если страна передвинута верно, то она исчезает в секторе, если нет – то «отбрасывается» назад. Функция Reset позволяет «перемешивать» страны необходимое число раз. По желанию можно задать время выполнения работы в зависимости от уровня обученности класса

 

Слайд 12

До полного окончания выполнения задания учитель ни как не комментирует работу ребят у доски.

13.

Слайд 13

Как итог этой части работы учитель предлагает сопоставить и проанализировать две картодиаграммы. На верхней – половина всего сельского хозяйства мира, а на нижней – половина населения мира.

Ребята анализируют и делают выводы.

 

Слайд 13

«Лопнув» интерактивный шарик можно увидеть элементы верного ответа. Ребята сравнивают с ними свои версии.

 

Данные на слайде 14 приведены из газеты «География, приложение к «1 сентября»

14.

Слайд 15

Учитель предлагает самостоятельную работу в группах. инструкция по ее выполнению – на слайде.

Учитель раздает заранее подготовленные карточки.

Учащиеся работают, разбившись на группы. Если класс не успевает доделать  работу на уроке, или не все презентовали результаты, то они заканчивают ее дома и следующий урок начинается с представления итогов работы.

 

Далее мы переходим к самостоятельной работе. Это и будет вашим сегодняшним открытием. Сейчас вы поделитесь на 6 групп (обычно по 3—4 человека) и самостоятельно, с помощь текста учебника (стр. 155—160) и атласа определите ареалы распространения и назовете страны-лидеры в производстве следующих культур:

  • 1 группа – прядильные и лубяные;
  • 2 группа – масличные;
  • 3 группа – сахароносы;
  • 4 группа – тонизирующие;
  • 5 группа – наркотические и клубнеплодные;
  • 6 группа – плодовые и овощные.

У вас два листа заданий. На них вы, самостоятельно распределив обязанности (групповые формы работы):

  1. Назовете культуры, относящиеся к данному виду (их может быть от 2 до 6).
  2. На контурной  карте (лист заданий 1) отметьте ареалы распространения этих культур разным цветом или разным видом штриховки.
  3. На листе заданий 2 напишите ответы на вопросы по заданным культурам.
  4. Определите человека от группы, который представит результаты работы. (Развитие презентативных навыков)
  5.  Для того, чтобы узнать больше, чем предлагается в вопросах по «вашей» культуре, вы подготовите по 1—2 вопроса для других групп.

15.

Слайд 16

Звучит звуковой фон «аплодисменты»

Учитель объявляет домашнее задание с подготовкой дополнительных сообщений (по желанию). Проходит рефлексия урока. Учитель предлагает коротко проговорить, или написать на доске свои ощущения от урока.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Ученики озвучивают свои ощущения: «удивился», «узнал», «запомнил», «смог», «доказал», «подтвердил», «опроверг»…

  • Сельское хозяйство мира. Растениеводство. География. 10–11 классы. Разработка урока

  • Сельское хозяйство мира. Растениеводство. География. 10–11 классы.Конспект урока

  • Сельское хозяйство мира. Растениеводство. География. 10–11 классы. Приложения

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться