Рабочая программа по риторике 10-11 класс Линия УМК Михальской ФГОС
Возрождение риторики как теоретической и учебной дисциплины, начавшееся во второй половине прошлого века, в России привело к разработке отечественной теории современной риторики и её становлению в качестве вузовского и школьного предмета на рубеже ХХ и ХХI вв. Сегодня не только общая риторика, но и частные (профессиональные) дисциплины (риторики педагогическая, юридическая и пр.) вошли в госстандарты и учебные планы различных направлений высшего образования. В специализированных гуманитарных классах, гимназиях и лицеях риторика преподаётся с 5 класса, в общеобразовательной школе в виде элективного курса — в её среднем звене. Риторика как учебный предмет в старших классах школы имеет свою специфику. К 15—16 годам возрастные особенности школьников, степень развития их когнитивных и творческих способностей и возможностей самоанализа и самоконтроля позволяют поднять уровень целей и задач обучения риторике на качественно новый, значительно более высокий уровень.
1. На завершающих этапах школьной гуманитарной подготовки риторика, некогда синкретически объединявшая концептуальные основы гуманитарных наук (логики, филологии, лингвистики, психологии общения), может и должна служить интегрирующим курсом, позволяющим не только обобщить полученные знания, но и, главное, использовать их на практике, в повседневной жизни, а также подготовиться к будущей профессиональной деятельности или продолжению образования в вузе.
2. В предлагаемой программе реализована современная концепция отечественной риторики, в соответствии с которой этот предмет является не суммой отдельных сведений из разных областей гуманитарного знания, а самостоятельной теоретической и практической дисциплиной со своей 2,5-тысячелетней историей, особой методологией, системой категорий, законов, принципов, методов и техник.
3. Данная концепция, представленная и апробированная автором в обширном количестве публикаций, состоит в том, что система основных категорий риторики отражает особенности риторического идеала, исторически сложившегося в культуре и характерного для неё. Это даёт возможность не только приобщить учеников к истории мировой речевой культуры, но и помочь им осознать и почувствовать специфику отечественной речевой традиции, узнать её сложную и древнюю историю, в ХХ в. столь же драматичную, сколь и мало изученную.
4. Курс современной риторики даёт возможность учащимся 10—11 классов овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме того, риторика — единственная дисциплина, изучение которой позволяет познать законы порождения словесных произведений и воплотить эти знания на практике, используя риторические техники. При этом знания из области литературы, русского языка, истории не только систематизируются, но и актуализируются.