Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Реакции разложения. Химия. 8 класс. Разработка урока

Класс: 8

Тема урока: «Реакции разложения».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: сформировать представления о реакциях разложения; дать понятие о катализаторах, ферментах.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с классификацией химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции;
  • дать понятие о сущности реакции разложения и научить их определять; ознакомить с понятиями «катализатор», «фермент».
  • продолжить формирование умений расставлять коэффициенты в химических уравнениях;
  • сформировать представление о значении реакций разложения в организме человека и его повседневной жизни.

Развивающие:

  • продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, применять эти понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, наблюдать и объяснять результаты экспериментов;
  • способствовать формированию вербального мышления как предпосылки речевой компетентности учащихся;
  • развитие критического мышления как аспекта учебно-интеллектуальных умений и навыков ;
  • развитие у школьников умения структурировать информацию.

Воспитательные:

  • продолжить формирование научного мировоззрения,
  • развивать коммуникативные способности учащихся через организацию работы в малых группах;
  • способствовать развитию внимания, наблюдательности; формированию устойчивого познавательного интереса к изучению химии.

Оборудование:

  • На столе учителя: бихромат аммония, бутылка с газированной водой, пероксид водорода, оксид марганца (IV), спиртовка, портрет Д. Пристли, колбы, пробирки, держатель для пробирок, лучинка, спички.
  • На столах учеников: раствор пероксида водорода, оксид марганца, кусочки картофеля и моркови, пробирки, спички, лучинки.

Использованные источники:

  • Габриелян О.С. "Химия".8 класс. Учебник.
  • О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В.Яшукова "Химия", 8 класс. Настольная книга учителя. М.: Дрофа, 2002.
  • О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова. Изучаем химию в 8 классе.
  • Л.Ю. Аликберова “Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей”, М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.
  • Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. М.: Аванта +, 2000.

Девиз урока: «Природа, по-видимому, любит превращения»

И. Ньютон

Ход урока

1. Организационная часть урока

1. Приветствие учителя

2. Постановка проблемного вопроса

Перед вами несколько предметов: портрет Джозефа Пристли, лупа, колба с кислородом, перманганатом калия, бутылка газированной воды. Что объединяет эти предметы?
Ваши предположения? (Ответы учащихся.) (Выдвижение гипотезы.)

Ну что ж, в конце урока мы ответим на этот вопрос и выясним, кто был прав.

2. Актуализация знаний учащихся

Для успешной работы на уроке мы с вами разделимся на группы таким образом: у вас на столах лежат листочки, на которых написаны слова. В течение 2 минут вы должны прочитать, посмотреть друг у друга слова, словосочетания и разделиться по смыслу предложений на группы.

Встали, задвинули стулья. (Обсуждение и деление на группы «химические явления, признаки химических реакций, условия химических реакций, химические уравнения».)

Почему вы оказались в одной группе? Прочитайте ваше предложение.

Садитесь за

  • 1-й стол – химические явления;
  • 2-й стол – признаки химических реакций;
  • 3-й стол – условия течения химических реакций;
  • 4-й стол – химические уравнения.

3. Определение темы и постановка целей урока

Подумайте, а какая связь существует между вашими группами по смыслу предложений? (Обсуждение в группах в течение 30 секунд.)

Химическая реакция

Итак, мы продолжаем изучение типов химических реакций. Тема нашего урока: «Реакции разложения».

Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Слайд 2.)

А какие цели вы перед собой поставите?

Цель урока: познакомиться с реакциями разложения и научиться их определять.

А что вы ожидаете от нашего урока?

А я надеюсь, что вы на уроке будете активными, успешными и легко усвоите новый материал.
Предлагаю вам план проведения урока (слайд 5.)

  1. Реакции разложения.
  2. Скорость химической реакции.
  3. Катализаторы. Ферменты.

Все согласны?

4. Изучение нового материала

Учитель: Реакций, протекающих вокруг человека и внутри его, очень много. Они протекают постоянно. Что же необходимо сделать, чтобы не запутаться во всём многообразии химических реакций? Конечно, разложить всё по полочкам или классифицировать.

Введение понятия реакции разложения

С одной из классификаций – по признаку поглощения и выделения теплоты вы уже познакомились. Вспомните, как называются реакции, идущие с выделением теплоты, с поглощением теплоты?

А сегодня мы рассмотрим ещё одну классификацию, в основу которой положен признак числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.

Рассмотрим реакции:

1. Откройте §29 стр 151, найдите и прочитайте, какой опыт провёл английский учёный Джозеф Пристли? (Слайд 6.)

В 1774 году английский учёный Джозеф Пристли как- то раз, оксид ртути нагревая, обнаружил странный газ. (Слайд 7.)

Рассмотрим эту реакцию с точки зрения атомно-молекулярного учения. Посмотрим видеоролик «Механизм реакции разложения оксида ртути» (слайд 8).

Обратите внимание на признаки реакции.

Давайте попробуем записать уравнение реакции.

Оксид ртути = ртуть + кислород (Слайд 9.)

(У доски 1 ученик записывает уравнение реакции и расставляет коэффициенты.)

2HgO = 2Hg + O2

И под формулами напишем, что это за вещества по составу (акцентируем внимание на том, что из одного сложного вещества образуется 2 новых вещества). Эта работа проводится при разборе всех реакций.

2. Кислород также можно получить путём разложения перекиси водорода.

Лабораторный опыт №1

Проведите эксперимент с перекисью водорода Н2O2, строго соблюдая правила по ТБ и придерживаясь инструкции учителя.

Инструкция к лабораторному опыту №1:

  1. Возьмите 1-ую пробирку с перекисью водорода Н2О2.
  2. В пробирку с перекисью водорода из другой пробирки насыпьте оксид марганца MnO2.
  3. Что наблюдаете?
  4. Внесите тлеющую лучинку в пробирку.
  5. Сделайте вывод, какой газ образуется в результате разложения пероксида водорода.

Известно, что перекись водорода – это сложное вещество, состоящее из 2 атомов водорода и 2 атомов кислорода.

– Возьмите пробирку с перекисью водорода, наблюдаем признаки реакций?

– Нет.

– Какие условия необходимо создать для разложения перекиси водорода.

– Нагреть.

– Правильно. А если добавить оксид марганца (IV) MnO2, то в пробирке происходит бурная реакция с выделением газа.

В другой пробирке найдите оксид марганца и высыпьте это в пробирку с перекисью водорода. Что вы наблюдаете? Давайте внесём тлеющую лучину в пробирку. Что наблюдаем?

– Тлеющая лучина загорается.

– Какой газ выделяется из пробирки?

– Правильно, кислород, газ, поддерживающий горение. А на стенках пробирки видны капельки воды. Перекись водорода разложилась на воду и кислород. А оксид марганца (IV) MnO2 ускорил протекание этой реакции. Такие вещества в химии называются катализаторами.

2O2 = 2Н2O+ O2

– Расставьте коэффициенты в уравнении этой реакции. (Объяснение ученика.)

Демонстрационный опыт №3

Учитель: Ребята, а следующий опыт я проведу сама.

Если поднести лучинку к горке вещества оранжевого цвета – дихромата аммония, начинается бурная реакция. Образуется серо-зеленое вещество – оксид хрома, выделяется газ, появляется пламя. Происходит превращение вещества – химическое явление.

(NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O

Расставим коэффициенты (объяснение ученика).

– Ребята, посмотрите внимательно на все уравнения реакций.

формулы

Подумайте и ответьте на следующий вопрос:

Что объединяет все эти реакции? (Слайд 10.)

Идет процесс разложения веществ.

Во всех реакциях вступает в реакцию одно вещество, а образуются два или более новых веществ: как простых, так и сложных.

  • Как, одним словом мы можем назвать процессы, которые протекают? (Слайд 10.)

Реакция разложения.

Вывод:

1. Идет процесс разложения веществ (реакция разложения.) Во всех реакциях вступает в реакцию одно вещество, а образуются два или более новых веществ: как простых, так и сложных.

Попытайтесь сформулировать определение реакции разложения.

(Ученики дают определение реакций разложения.)

Прочитайте в учебнике на стр. 155 определение реакций разложения. (Слайд 11.)

Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется два и более новых веществ, называются реакциями разложения.

Отличается наше определение от определения в учебнике? Практически не отличается, молодцы!

  • В чем их отличие?
  • Какие условия необходимы для осуществления данных реакций? (Слайд 10.)

2. Как правило, почти все реакции разложения относятся к эндотермическими реакциям, т.к. для протекания требуется определенные условия, нагревание, электрический ток, присутствие других веществ, ускоряющих реакцию – катализаторов. (Слайды 12, 13.)

Катализаторы. Ферменты

Какие же вещества называются катализаторами? На стр. 152 учебника прочитайте определение о катализаторах.

Катализаторы – это вещества, изменяющие скорость химических реакций, но по окончании их остающиеся качественно и количественно неизменными.

Вернемся к лабораторному опыту, который вы уже провели. Посмотрите внимательно, на дне пробирки вы видите черный оксид марганца, он цел и невредим?

А теперь мы с вами повторим этот опыт: к перекиси водорода положим (1-я и 2-я группы) – кусочек картофеля, а 3-4 группы – кусочек моркови. О чем говорит этот опыт? Подумайте, почему эти овощи растительного происхождения ускоряют химические реакции?

Потому что они являются тоже катализаторами, но называются по- другому – ферменты.

Прочитайте на стр. 153 определение ферментов.

Лабораторный опыт №2

Инструкция к лабораторному опыту №2:

  1. Возьмите 2-ую пробирку с перекисью водорода Н2О2.
  2. В пробирку с перекисью водорода положите кусочек картофеля.
  3. Что наблюдаете?
  4. Почему картофель ускоряет химическую реакцию?

Учитель. А теперь я предлагаю вам прочитать небольшой текст о катализаторах (слайд 14) и ответить на вопрос: Что интересного вы для себя узнали о катализаторах. Какая информация вас особенно удивила?

Катализаторы в природе распространены повсеместно. Достаточно сказать, что все превращения веществ в живых организмах происходят с участием природных катализаторов – ферментов и поэтому не требуют высокой температуры. Это очень важно – иначе живые ткани, проводя химические реакции, могли бы свариться. Без особых “биологических” катализаторов – ферментов – не получится ни вкусный хлеб, ни аппетитный сыр, ни квашеная капуста. Разрезанное яблоко темнеет на воздухе, оттого что фермент полифенолоксидаза ускоряет окисление находящихся в клетках плода полифенолов – органических веществ. Когда ранку заливают перекисью водорода, пероксид водорода “вскипает” – бурно разлагается на воду и кислород под влиянием фермента каталазы, находящегося в крови. Каталаза нужна организму для уничтожения пероксида водорода, который образуется в процессе клеточного дыхания.

В пищеварительных соках содержится десятки ферментов: липазы, разлагающие жиры на глицерин и органические кислоты; протеазы, разлагающие белки, и др.

Катализаторы применяются и в химической промышленности при синтезе разнообразных веществ, в том числе таких важных продуктов химии, как аммиак NH3 и серная кислота H2SO4.

Катализаторы – вещества из разряда самых необходимых, хотя порой мы об этом мало задумываемся.

И так, что интересного вы узнали об этих удивительных веществах?

(Обсудите информацию в паре и подготовьтесь кратко сказать о самом важном.)

Вы знаете, что очень многие замораживают тертую морковь в морозильниках. Дома (у кого есть) проверьте, пожалуйста, сохраняются ли ферментативные свойства в замороженной моркови? Итак, вам нужны будут перекись водорода и кусочки тертой замороженной моркови. Будут ли выделяться пузырьки газа?

5. Физкультминутка. Театральные этюды

У каждой группы на столе лежит задание. Подготовить театральный этюд о реакции разложения. Выйти ко мне к столу и без слов показать ваш вариант. Остальные группы угадывают, что они вам проиграли. На обдумывание дается 2 мин. Итак время пошло.

Демонстрация этюдов: разложение сложного вещества и образование 2 простых веществ, 2 сложных, 1 простого и 1 сложного вещества.

6. Закрепление изученного материала

Ну, а теперь закрепим знания, полученные на этом уроке.

Задание 1. (Слайд 15.) Вставьте пропущенное слово: Реакции разложения – это…

Задание 2. (Слайд 16.) На слайде вы видите уравнения реакций. Все ли реакции относятся к реакциям разложения? Вычеркните лишнее. Найдите ошибку и дайте объяснение. За каждый правильный ответ 1б.

1) 2H2O = 2H2 + O2

2) 2Na + Cl2 = 2NaCl

3) CaO + H2O = Ca(OH)2

4) 2KMnO2 = K2MnO4 + MnO2 + O2

5) 2H2 + O2 = 2H2O

6) Cu(OH)2 = CuO + H2O

(Показываю ответ, и прошу встать тех, кто справился с этим заданием на 5.) Молодцы.

Почему вы выбрали эти ответы?

А какую ошибку сделали вы?

Задание 3. (Слайд 17):

Соотнесите левые и правые части уравнений реакций. Расставьте коэффициенты:

1. H2SiO3

 А. NaNO2+ O2

2. NaNO3

 Б. C + H2

3. NaHCO3

 В. SiO2+ H2O

4. C2H6

 Г. Na2CO3+ CO2↑ + H2O

7. Итог урока

Какое значение имеют реакции разложения для человека?

(Обсуждение в группах в течение 1 минуты.)

8. Домашнее задание

Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

  • §29, выучить выделенные определения;
  • «3» – упр. 3 (устно), стр. 155;
  • «4» – упр. 1, стр. 155 (письменно);
  • «5» – упр.4, стр. 155 (письменно.)

Итак, вернемся к нашему заданию.

Что объединяет эти предметы? (Ответы учащихся.)

Открытие Джозефом Пристли кислорода.

Газированная вода – нечаянное открытие этого ученого.

Ну а теперь, ребята, тишина. Взяли бутылки газированной воды и по моему сигналу открываем крышки.

Что вы слышите? Что происходит? Реакция разложения при обычных условиях.

9. Рефлексия

Посмотрите на слайд и давайте попробуем с помощью прилагательных оценить наш урок. (На слайде слово «Химия».)

Последние 2 буквы и я. Оцените вашу работу на уроке. Поставьте в тетрадь себе оценку за работу.

  • Реакции разложения. Химия. 8 класс. Разработка урока

  • Реакции разложения. Химия. 8 класс. Конспект урока

  • Реакции разложения. Химия. 8 класс. Презентация к уроку

Учебные издания по теме

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Поделиться в социальных сетях:
Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться