Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Развитие жизни в Палеозойскую и Протерозойскую эры. Биология. 11 класс. Конспект урока

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, урок-проект и т.д.): изучение нового материала.

Цели (образовательные, воспитательные, развивающие):

  • расширить, углубить и систематизировать знания о развитии жизни на Земле;
  • развивать умения учащихся самостоятельно добывать знания;
  • раскрыть у учащихся способность отстаивать свою точку зрения.

Задачи (шаги, с помощью которых достигаются цели урока):

  • охарактеризовать геологические процессы, произошедшие в истории Земли в указанные периоды;
  • на основе характеристики особенностей климата сформировать знания об ароморфозах растений и животных;
  • раскрыть их эволюционное значение.
  • формировать у обучающихся научно-материалистические взгляды на процесс эволюции в органическом мире;
  • воспитывать культуру умственного труда при работе с текстом.
  • продолжить формирование умения анализировать геохронологическую таблицу;
  • способствовать дальнейшему развитию критического и творческого мышления обучающихся;
  • содействовать развитию умений обобщать и выделять главное, систематизировать свои знания.

Использованные источники (книги с указанием автора, названия, издательства, года издания; ссылки на сайты, с которых была взята информация для урока):

  • В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин «Общая биология 10-11 кл» – учебник для общеобразовательных учреждений, М., 2002. – 624 с.
  • Иванова Т.В., Свиридова Г.Л. Большой справочник по биологии. – М.: АСТ, 2000. – 488с.
  • Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» на 10 CD, приложение «Эволюция жизни», CD №1, 4, версия 2004 г.

 

Ход урока
Этап
Содержание
Методы и методические приемы
Формы организации работы
Время

1. Организация начала занятия

Задача: подготовка учащихся к работе

Словесный

 

2

2. Закрепление ранее изученного материала

Задача: Обеспечить восприятие, осмысление и понимание материала. Закрепление материала
Рассказать о развитии жизни в Архейской эре

Словесный, наглядный

Фронтальная, индивидуальная

25

3. Усвоение новых знаний, формирование умений

Протерозойская эра (работа с учебником)

(См. таблицу, стр. 436)

«Лента времени» (вставить недостающие данные)

  • «возраст» (начало) протерозойской эры … (2600млн лет)
  • продолжительность … (2000 млн. лет)

Работа с книгой (конспектирование)

Фронтальная

 

Характеристика:

Поверхность планеты представляла собой голую пустыню. Климат холодный, частые оледенения. Идет активное образование осадочных пород. В отложениях найдены сине-зеленые водоросли, бактерии. Господствуют простейшие организмы и одноклеточные водоросли. К концу протерозоя появляются бесчерепные, черви, кишечнополостные, моллюски, иглокожие, членистоногие, многоклеточные водоросли. Появляются рудные полезные ископаемые: медь, свинец, нефть.

Словесный (рассказ)

Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Протерозой)»

Видеометод (просмотр)

Палеозойская эра (работа с учебником)

(См. таблицу, стр. 436.)

«Лента времени» (вставить недостающие данные)

  • «возраст» (начало) палеозойской эры … (570 млн. лет)
  • продолжительность … (340 млн. лет)
  • палеозойская эра делится на … (6) периодов

Работа с книгой (конспектирование)

Характеристика:

Кембрий: 1 из самых продолжительных периодов - 90 млн лет. Оледенение сменяется умеренным влажным, а затем сухим теплым климатом. Господствуют простейшие, губки, черви, кишечно-полостные, иглокожие, трилобиты, водоросли. Появляются первые панцирные рыбы, моллюски. Всего около 100 видов животных и растений.

Словесный (рассказ)

Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Кембрий)»

Ордовик: влажный климат с постепенным повышением средней температуры. Площадь океана имеет максимальные размеры. Наблюдается трансгрессия (под запись!) (наступление моря на сушу) за счет опускания суши, затем – регрессия (отступление моря). Отмечается оледенение. Преобладание морской флоры и фауны. Растительный и животный мир не отличается от Кембрия.

Видеометод (просмотр)

Словесный (Рассказ, лекция)

Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Ордовик)»

Силур: сухой климат с постепенным потеплением. Регрессия, затем - трансгрессия моря. Причина: таяние ледника. Интенсивное горообразование (Скандинавские горы, Саяны) Господствуют головоногие моллюски, трилобиты, кораллы, ракоскорпионы., все виды водорослей. Появляются паукообразные (скорпионы), бескрылые насекомые, 1-е позвоночные виды рыб, в самом конце появляются псилофиты – 1-е наземные растения. (уже имели сосудистую систему, слабодифференцированные ткани, могли укрепляться в почве. Дальнейшая эво­люция растений на суше шла в направлении расчленения тела на вегетативные органы и ткани, совершенствование со­судистой системы (обеспечивающей быстрое передвижение воды на большую высоту)).

Видеометод (просмотр)

Словесный (рассказ, лекция)

Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Силур)»

Девон: смена сухих и дождливых сезонов. Наблюдалось оледенение. Регрессия моря (освобождение Сибири и восточной Европы). Образование обширных солевых отложений в виде карбонатов, хлоридов. Залежи марганцевых руд и нефтяных пластов. Господствуют моллюски, трилобиты, пауки, скорпионы псилофиты. В конце Девона вымирают моллюски, корненожки, коралловые полипы, псилофиты. Появляются двоякодышащие и кистеперые рыбы, стегоцефалы (земноводные), грибы, высшие споровые.

Видеометод (просмотр)

Словесный (рассказ)

Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Девон)»

Видеометод (просмотр)

Словесный (рассказ)

Карбон: продолжается регрессия моря, сформировались обширные болотные низменности. Климат постепенно становится сухим и холодным. В конце периода – оледенение. Идет активное горообразование (Тянь-Шань, Урал, Альпы, Кордильеры). Вымирают трилобиты, кистеперые и панцирные рыбы. Господствуют стегоцефалы, двоякодышащие, акулы, наземные членистоногие, насекомые, моллюски, древниие хвощи и плауны. Появляются крылатые насекомые, первые пресмыкающиеся, акулы, высшие споровые и семенные папоротники. Появляются голосеменные растения, произошедшие от папоротников.

Видеометод (просмотр)

Найти ответ на вопрос: какие преимущества дал переход к семенному размножению? (стр. 444).

Папоротники и плауны достигают полного развития. Сформировались железные и марганцевые месторождения. Отложения каменного угля.

Словесный (рассказ)

Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Карбон)»

Пермь: довольно сухой климат в северном полушарии, в южном – карбонское оледенение. Максимальная регрессия моря. Вымирают стегоцефалы, леса каменноугольного периода (папоротники и плауны). Господствуют акулы, пресмыкающиеся, морские беспозвоночные, насекомые, голосеменные. Появляются зверозубые пресмыкающиеся, травоядные пресмыкающиеся, голосеменные. Найдены каменные угли и калийные соли.

Работа с книгой (цитирование)

Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Пермь)»

Видеометод (просмотр)

Словесный (рассказ)

Видеометод (просмотр)

4. Закрепление знаний

Задача: усвоение знаний, применение в повседневной жизни.

Ответить на вопрос № 4, стр. 450: Какие особенности строения позвоночных животных послужили предпосылками выхода на сушу? (ищите ответ на стр. 448)

Работа с книгой (изучение)

Фронтальная, индивидуальная

3

5. Контроль и проверка

Задача: выявить уровень и качество овладения знаниями и умениями.

Ответить на вопросы:

  1. Когда появились первые псилофиты и позвоночные виды рыб?
  2. Когда появились рудные полезные ископаемые?

Практический (упражнение)

Фронтальная, индивидуальная

5

6. Подведение итогов

Задача: осуществить анализ и оценку успешности достижения цели.

Сделать вывод: какое событие было самым главным в Палеозойской эры, как в дальнейшем происходила эволюция жизни?

Словесный (объяснение)

Фронтальная, индивидуальная

2

Домашнее задание

7. Выдача домашнего задания

Прочитать § 14.2, письменно ответить на вопрос №2, стр. 450

Словесный

 

3

  • Развитие жизни в Палеозойскую и Протерозойскую эры. Биология. 11 класс. Конспект урока

Учебные издания по теме

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Поделиться в социальных сетях:
Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться