Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Прямоугольник и квадрат. 1 класс. Разработка урока

Тема: «Прямоугольник и квадрат».

Цель: познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.

Задачи:

  • Показать отличие и сходство прямоугольника и квадрата; сформировать навык определения фигур по сторонам и углам; учить строить фигуры с помощью линейки; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.
  • Развивать пространственные представления; учить планировать практические действия и воспроизводить их в заданном или самостоятельно выстроенном прядке (составление фигур из частей); сотрудничать и взаимодействовать: согласовывать свое и чужое мнение/решение; отвечать на вопросы, формулировать свои по образцу.

Оборудование:

  • учебник «Математика» 1 класс, авторы: Минаева С.С., Рослова Л. О., Рыдзе О.А. (под редакцией В. А. Булычева);
  • карточки с числами от 0 до 10;
  • рабочие тетради,
  • раздаточный материал (геометрический фигуры),
  • карточки для доски со словами «Каждый», «квадрат-», «прямоугольник,», «но не каждый», «прямоугольник-», «квадрат.», интерактивная доска, счетные палочки, ножницы, линейки.

Тип урока: поисково-исследовательский.

Этапы урока

1. Орг. момент

Учитель: Ребята, сейчас у нас урок математики.

2. Актуализация опорных знаний

Фронтальная работа

Слайд №1 (на слайде угольник, карандаш).

Учитель: Посмотрите на доску. Как вы думаете, с каким разделом математики будем сегодня работать?

Ученики: Это раздел математики – геометрия (слайд 2).

Учитель: Итак, начнём урок с разминки. Перед нами «Магический квадрат». Как вы думаете, почему эту фигуру называют квадратом?

А кто не забыл, почему этот квадрат «магический»?

Припомним, как работаем с магическим квадратом. Да, когда появляется звездочка, вы считаете, какое число должно быть в этой клетке и поднимаете карточку с ним. (Слайды 3–16.)

 

 

 

 

5

 

4

*

8

3. Актуализация знаний

Учитель: Выберите из фигур в конверте квадрат.

Ученики: выбирают из предложенных в конвертах фигур нужную.

Учитель: Переворачивает карточку на доске со словом «квадрат».

Учитель: А какую геометрическую форму имеют стены нашего класса?

Ученики: Прямоугольную.

Учитель: Выберите из фигур в конверте прямоугольник.

(Переворачивает карточку с надписью «прямоугольник».)

Учитель: Итак, у вас в руках 2 геометрические фигуры. Что вы уже умеете делать с этими фигурами?

Ученики: (рисовать, чертить, складывать и вырезать, составлять).

Учитель: Что ж, вы многое знаете о квадрате и прямоугольнике. Давайте же уточним ваши знания, научимся различать и сравнивать прямоугольник и квадрат.

4. Работа по теме. Проектирование и фиксация нового знания

Фронтальная работа

Учитель: Прочитайте задание. (Слайд 17. Продолжите фразу:

  • «Четырёхугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны – это…» (прямоугольник);
  • «Четырёхугольник, у которого все углы прямые все стороны равны – это…» (квадрат).).

Учитель: Эти знания нам понадобятся в следующем задании. Откройте учебник на странице 78. Найдите рисунок. (На рисунке изображены 4 прямоугольника. Слайд 18).

Квадрат и прямоугольник

Как называются эти фигуры?

Ученики: Прямоугольники.

Учитель: Докажите.

Ученики: У каждой фигуры по 4 прямых угла и противоположные стороны равны.

Учитель: Есть ли среди этих прямоугольников квадраты?

Ученики: второй и четвертый.

Учитель: Докажите.

Ученики: подписывают длины сторон.

Учитель: Что же получается: 2 фигуры мы отнесли и к прямоугольникам и к квадратам?

Учитель: К какому выводу мы пришли?

Ученики: Квадрат – это тоже прямоугольник, у которого все стороны равны.

Учитель: Прочтём в учебнике на с.78 (Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны). Вы сами вывели это правило. Молодцы!

На доске множество фигур (треугольники, круги, квадраты, прямоугольники).

Учитель: Сейчас проверим, сможете ли вы использовать это правило.

Оставьте на доске только прямоугольники.

Ученики: (убирают лишние фигуры).

Учитель: обведите их линией.

А теперь найдите среди них квадраты и обведите их линией.

Ученики: (обводят).

Учитель: Посмотрите, что у нас получилось. Среди всех прямоугольников есть особенные – это квадраты.

Прямоугольники

Учитель: Попробуйте сконструировать идею урока из карточек, которые на доске и правила, которое вы «открыли».

(На доску добавляю карточки со словами «каждый, прямоугольник, но не каждый квадрат.)

Ученики делают вывод: Каждый квадрат – прямоугольник, но не каждый прямоугольник – квадрат.

Учитель: Запомним это.

5. Работа с новым знанием (воспроизведение, применение по образцу, указанию учителя и самостоятельно)

Учебник с. 78, № 1. (Слайд 19.)

Учитель: Прочитайте про себя. Теперь вслух. Сколько прямоугольников на рисунке?

Сколько прямоугольников на рисунке?

Ученики: 2; 3.

Учитель: Докажите.

Ученики: (у доски обводят и считают).

Учитель: А есть ли среди них квадрат?

Ученики: да; нет.

Учитель: А можем ли мы с полной уверенностью утверждать, квадрат ли это? Какой инструмент нам поможет в этом?

Ученики: Линейка.

Индивидуальная работа

Учитель: Работаем в тетрадях на печатной основе с.37 №1 (Обведи и раскрась синим карандашом квадрат со стороной 3 см, зеленым – прямоугольник со сторонами 4 см и 3 см.) (Слайд 20.)

Квадрат и прямоугольник

Измеряете вы замечательно! А теперь попробуем начертить эти фигуры в тетради.

Задание по вариантам в тетрадях: (Слайд 21.)

Учитель:

  • 1 Вариант: построить прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см.
  • 2 Вариант: построить прямоугольник со сторонами 6 см и 2 см.

Ученики: (Работают самостоятельно. Выполняют взаимопроверку).

Поднимают руки, кто всё сделал.

Учитель: Какова сумма длин сторон прямоугольника со сторонами 5 см и 3 см?

Ученики: 16 см. (Слайд 22.)

Учитель: Какова сумма длин сторон прямоугольника со сторонами 6 см и 2 см?

Ученики: 16 см. (Слайд 23.)

Учитель: Что заметили?

Ученики: Стороны разные, а периметры одинаковые.

Учитель: А можем ли мы подобрать другие стороны прямоугольника, чтобы сумма сторон равнялась 16 см?

Ученики: На маркерных досках в парах подбирают варианты 7 см и 1 см; 4 см и 4 см.

Учитель: А разве 4 см и 4 см нам подходит? Ведь задание было о прямоугольнике!

Ученики: Квадрат – это прямоугольник.

6. Повторение

1) Тренажер по математике «Вентана-Граф» – Часть 1 – геометрические фигуры – №15 (Лена взяла все красные фигуры, Саша взял все треугольники, Миша – все маленькие. Какую фигуру взял Петя?)

Тренажер по математике «Геометрические фигуры»

Учитель: В этом задании встретились разные фигуры: желтые и красные, большие и маленькие, круги и треугольники.

А теперь посмотрите на фигуры у себя на груди.

  • Сейчас по музыкальному сигналу фигуры должны сгруппироваться по размеру своих фигур. (Большие, маленькие, средние).
  • А теперь разбейтесь по цветам! Получились группы (синие, красные, зеленые).
  • По следующему музыкальному сигналу разбейтесь по форме фигур! (Треугольники, квадраты, круги.)

Учитель: На группы вы делитесь замечательно, а как вы умеете работать в группах?

Работа в группах (cлайд 24)

1. Группа №1: Задание: из частей квадрата (при помощи ножниц) получить один треугольник.

Группа № 1

2. Группа № 2. Задание: из частей квадрата (при помощи ножниц) получить 2 квадрата.

Группа № 2

3. Группа №3. Задание: из частей квадрата (при помощи ножниц) выложи фигуру.

Группа № 3

4. Группа №4. Задание: выложить из 7 палочек 2 квадрата.

(Слайды 25–26.)

Учитель: Вы замечательно строите и выкладываете квадраты и прямоугольники.

Теперь поработаем все вместе.

1) Давайте попробуем смоделировать эти фигуры из листа бумаги. Какую форму имеет лист бумаги?

Ученики: прямоугольник.

Учитель: А как из прямоугольника сделать квадрат?

Как из прямоугольника сделать квадрат?

Учитель: А как из квадрата сделать прямоугольник?

Ученики: Квадрат и есть прямоугольник.

2) Работа с карточками «Светофор».

Тренажер по математике «Вентана-Граф» – Часть 2 – геометрические задания – № 3.

(Выбери верные утверждения. Изображен квадрат. Даны ответы: Это треугольник, это четырехугольник и т.д. Дети сигнализируют красной и зеленой карточками.)

Самостоятельная работа.

Заполнение таблицы. Поставить +.

 

Прямоугольник

Квадрат

Все углы прямые

 

 

Имеет 4 стороны

 

 

Имеет 4 вершины

 

 

Все стороны равны

 

 

Все стороны разной длины

 

 

Проверка с доски – самостоятельно по образцу. (Слайды 27–28.)

7. Обобщение

Учитель: Квадраты и прямоугольники существуют не только в математике. Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется « Квадрат».

Ученик:

«КВАДРАТ»

Пришёл из школы старший брат,
Из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад,
Я дольку отломил – квадрат.

И стол – квадрат, и стул – квадрат,
И на стене плакат – квадрат,
Доска, где шахматы стоят,
И клетка каждая – квадрат,
Стоят там кони и слоны,
Фигуры боевые.

КВАДРАТ – четыре стороны,
Все стороны его равны,
И все углы прямые.

Учитель: Геометрические фигуры встречаются в живописи.
Знаете эту картину? (Слайд 30.) Это «Черный квадрат» Казимира Малевича. Одна из известнейших картин в русском искусстве.

«Всё гениальное просто» – 4 стороны, 4 угла и перед нами шедевр.

Мы с вами тоже сделаем свои «шедевры».

Достаньте те квадраты, которые получили при моделировании и закрасьте их:

  • красным – я доволен своей работой на уроке;
  • желтым – у меня были ошибки, которые я постараюсь исправить;
  • синим – мне было трудно. (Слайд 31.)

Учитель: И в награду за хорошую работу – вам – конфетки.

Конфетки

Но, прежде чем съесть, скажите, какую форму имеет вид конфеты сверху, квадрата или прямоугольника?

Ученики: Квадрат (он же прямоугольник!).

Учитель: Всем спасибо!

Всем спасибо!

  • Прямоугольник и квадрат. 1 класс. Презентация к уроку

  • Прямоугольник и квадрат. 1 класс. Конспект урока

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться