Происхождение государства и права. Обществознание. 10 класс. Разработка урока
Используемый учебник: А.Ф. Никитин. Право (профильный уровень) 10–11 класс, 2011 год.
Дополнительные учебные пособия:
- А.Ф. Никитин. Основы государства и права 10 -11 класс. Методическое пособие к учебнику. – Дрофа, 2003 год.
- А.Ф. Никитин. Основы государства и права. Рабочая тетрадь. – Дрофа, 2003год.
- Тесты. Право и политика. 9 класс, Дрофа, 1999 год.
- Правоведение. Вопросы, задания, ответы, 8–11 класс – Дрофа, 2001 год. /Школьные олимпиады/
1. Формирование УУД:
Личностные УУД:
- проявлять интерес к изучению нового;
- понимать значение правовых знаний для человека и гражданина, а также общества в целом;
- применять полученные знания на практике;
- адекватно оценивать собственную учебную деятельность;
- определять границы собственного уровня знания и незнания;
- давать нравственную и правовую оценку конкретных правовых ситуаций;
- мотивировать свои действия, проявляя интерес к новому учебному материалу;
- развивать самооценку своих учебных действий;
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно выделять и формулировать цель;
- принимать учебную задачу, поставленную учителем и классом на длительный срок;
- планируют последовательность целей с учётом конечного результата;
- планируют промежуточные цели с учётом конечного результата урока;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- удерживать цель деятельности в течение учебного процесса, до получения её результатов;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала;
- составлять план последовательности действий;
- выстраивать алгоритм действий, корректировать деятельность с учётом возникших трудностей;
- осуществляют самостоятельный контроль над учебными действиями;
- оценивают качество и уровень усвоенного материала;
- анализируют эмоциональное состояние;
- учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
- осуществлять итоговый контроль по результату;
Познавательные УУД:
Общеучебные:
- Самостоятельно выделять и формулировать цель урока;
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий;
- формулировка ответов на вопросы и задания учителя;
- уметь структурировать полученные знания;
Логические:
- дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о возникновении государства, о теориях возникновения государства;
- выстраивать логическую цепочку рассуждений;
- осуществлять анализ и синтез полученной информации, сравнивать и делать вывод
2. Межпредметные связи:
- История России
- Всеобщая история
- История государства и права
- Обществознание
- Психология
- Филология
3. Планируемые результаты:
- Познакомятся с основными теориями происхождения государства, важнейшими элементами процесса их появления;
- Научатся определять основные теории происхождения государства по их существенным признакам на основе полученных этимологических знаний;
- Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных источниках;
- Обосновать свою точку зрения по теме урока;
- Пополнить словарный запас правовых терминов и понятий учащихся.
4. Предварительная работа
1. Подготовлены этимологические справки к следующим терминам:
А) Государство
Государство – это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения и устанавливающая правовой порядок на определённой территории.
Этимологические справки:
1. Существует два слова, государь и сударь, очевидным образом связанные, причем почему-то принято считать, что слово сударь произошло от слова государь путем «сокращения» его. Разумеется, при этом никому даже в голову не приходит объяснить, что это за магическое «сокращение» и, главное, почему оно возможно в русском языке. Этимология слова сударь очевидна, но установить ее, как ни странно, не смог ни единый исследователь (наука, вспомните, с презрением отвергает очевидность). Ну, например, можно ли научным образом установить, от какого слова произошло слово волгарь? Да нет же, это уму научному непостижимо, если судить по слову сударь.
Если слово сударь очевидным образом образовано от корня современного слова судья, то получается, что слово государь образовано от двух слов — го и сударь, не так ли? Да, именно так, но слово го — не русское, а китайское, причем значит оно именно государство. Человеку, который не знаком с историей, эта этимология покажется безумием, но безумие исчезнет, если напомнить, что гунны пришли в Европу от границ Китая и, безусловно, оказали культурное влияние на существовавшие тогда в Европе языки и народы. Кроме того, в подтверждение китайской этимологии можно выделить и иные слова, образованные от китайских корней, которые есть в русском языке, например Сибирь. Слово это, конечно, не русское, но состоит оно тоже из китайского сы (четыре) и тюркского бир (один, единство), что значило у гуннов, наверно, просто город, крепость о четырех углах, а наши летописцы неверно истолковали это слово как имя собственное. Кстати, слово бир есть в русском языке в форме мир, с обычной тюркской меной М/Б. Это подтверждает приведенное значение гуннского слова сы-бир — город, мир в четырех углах, за крепостными стенами.
Таким образом, слово государство происходит от слова государь, как должны были называть, по смыслу слова, государственного судью — вероятно, высшего, т.е. главу государства. Слово государство — это уже новообразование, а в древности употреблялось, вероятно, слово держава.
И кстати, если русский язык существовал во времена гуннов, а иначе бы было невозможным заимствование в него у гуннов китайского слова го, то это заставляет усомниться в славянской теории происхождения русского народа, изложенной в нашей летописи наряду с варяжской (не норманнской, последняя — это уже подмена летописного понятия).
/Валат Мамои ученик 10 б класса, МБОУ ИСОШ № 4/
2. Слово "государство" в значении "акт правления" было известно в русском языке с 15 века. Оно происходит от древнерусского "государь". Так называли князя правителя на Древней Руси. Это название в свою очередь связано со словом господарь, которое, по мнению практически всех исследователей, связано со словом "господь". Точная этимология слова "господь" неизвестна. По одной версии оно связано с "гость поди", то есть с хозяином, оказывающим гостеприимство и в этом плане по своим истокам соотносимым с hospitable – гостеприимный, радушный: латинское hospitis – гость. По другой версии возможные индоевропейские истоки potic – могущественный, мощный, а также супруг. Есть и предположение, что слово государство образовано от основы "суд". В таком случае государь – верховный судья. Государство же предстает как способ управления, для которого характерно, во-первых, обладание правом суда, во-вторых, полновластие.
Английское слово "государство" и производное от него "государственный" – state от латинского status – состояние, позиция, установка, стоящий. На американском английском state – штат, относящийся к штату. Перевод state и как "штат" и как "государство" дает основания некоторым американским экономистам рассматривать USA как пример первого интеграционного союза в его наиболее зрелой форме: США – Соединенные Государства Америки.
Современное понимание государства может быть представлено следующими его характеристиками. Базовая: основание государства – права человека и права народов. Политическая: государство – политическая форма организации общества, обладающая монополией на применение силы принуждения. Правовая: государство – правовая организация власти, а не произвольное насилие. Ограничительная: государство ограничено правом для создания условий функционирования гражданского общества. Управляющая: государство – регулирует отношения субъектов гражданского общества. Конкурентная: государственное регулирование экономики не доминирует над рыночным, правительственное перераспределение государственных доходов – над парламентскими процедурами принятия государственного бюджета.
/Виктория Гертман 10 класс МБОУ ИСОШ №4/
3. Государство по-китайски 国家 (гуоцзя).
Первый иероглиф 国 (гуо) является ключевым. Состоит из двух основных частей. Снаружи "квадрат" 囗, означающий предел страны, границу. Вторая часть состоит из 戈 – древнего орудия вроде копья, что означает защищать территорию. Сама по себе внутренняя часть также означает "территорию, зону" (современный аналог 域), но с добавлением "границы" 囗 эта территория превращается в государство. Значения данного иероглифа – весь спектр слова "страна": государство, держава, страна, родина, отчество, царство, удел ... Именно этот иероглиф примыкает к названию большинства стран в китайском языке. Сам "Китай" 中国 состоит из двух иероглифов – первый "середина", а второй данный иероглиф "страна", получается "серединная страна", "страна в центре". Все остальное для Китая – периферия.
Второй иероглиф 家 (цзя) хоть и не централен в данном слове, но по своей важности превосходит "страну". Состоит из двух частей. Вверху – крыша 宀, которая также может означать "лачуга, хижина". А под этой крышей (или внутри лачуги) – свинья 豕. В древности свиньи были важной частью быта и они жили вместе с людьми. Отсюда "свинья в помещении" = "дом". А "дом" это прежде всего "семья". Именно это является основными значениями данного иероглифа – семья и дом. Из производных можно отметить "торговый дом, фирма, магазин", т.е. любая компания является и домом и семьей. Соединив эти два иероглифа, получаем "страна + дом/семья" = государство. Наличие значений дома и семьи отличает это слово от сухих европейских аналогов, привносит в это слово личное. И это же слово можно рассматривать (немного искусственно) как "страна + фирма/магазин". Каждое государство – это отдельная компания, в которой работают ее жильцы.
/Анастасия Земцова 10 класс МБОУ ИСОШ №4/
4. Происходит от существительного государь, далее от др.-русск. государь (часто в Новгород. грам. 1516 г.). Народн. также осуда́рь, су́дарь, даже осу (Борис Годунов, Царск. Слово). Из господа́рь.
/Илья Динулин 10 класс МБОУ ИСОШ №4/
Б) Теория
1. Имя “теория” происходит от греческого глагола “феорейн”. Соответствующее существительное звучит как “феория”. У этих слов высокий и таинственный смысл. Глагол “феорейн” возник от сращения двух корневых слов: qea и oraw. Qea (ср. “театр”) —это зрелище, облик, лик, в котором вещь является, вид, под которым она выступает. Платон называет этот вид, под которым присутствующее показывает, что оно есть, “эйдосом”. Увидеть этот вид, eidenai,—значит ведать, знать. Второе корневое слово в “феорейн”, глагол oraw, означает глядеть на что-либо, охватывать взором, разглядывать. Таким образом, “феорейн” — это qean oran: видеть явленный лик присутствующего и зряче пребывать при нем благодаря такому видению.
Верховным положением, которое занимает “феория” в греческом “биосе”, связано то обстоятельство, что греки в своей уникальной манере мыслить — т.е. воспринимать свое бытие — исходя из своего языка были склонны слышать в слове “феория” заодно и что-то еще. Два его корня, qea и oraw, могут при другом ударении звучать как qea и wra. Qea значит “богиня”. Богиней раннему мыслителю Пармениду является “Алетейя” — непотаенность, благодаря которой и в которой при-сутствует существующее.
/Василенко Николай 10 б МБОУ ИСОШ №4/
2. Определение теории зачастую дается из противопоставления ее практике. Если практика (латинское practicare – делать, выполнять) рассматривается как деятельности людей, преобразующая действительность, как конкретные приемы и навыки какой-либо работы, то теория – нечто абстрактное, обобщенное и неконкретное. Это научные знания, напрямую неприложимые к практике. В лучшем случае – это принципы и идеи, обобщающие практический опыт.
Данный подход, основанный на "не-практике" просматривается во многих энциклопедиях и словарях. Например, теория – система основных идей в той или иной отрасли знания, форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Или – совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку.
Между тем историко-этимологический подход позволяет выделить одну на наш взгляд уникальную характеристику теории вообще и экономической теории в частности.
Слово заимствовано во французском или английском языке в значении система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт, совокупность. В английском языке в значении принципы и методы науки впервые зафиксировано в 1613 году. У слова греческие корниtheoria – деятельность, наблюдение, рассмотрение, спекуляция. Более углубленный этимологический анализ ведет к греческому thea – взгляд, thauma – удивление, изумление. Тот же корень и у слова театр.
Теория – только те идеи, которые вызывают удивление вплоть до неприятия. Это идеи, зачастую противоречащие здравому смыслу и не согласующиеся с житейским опытом и устоявшейся практикой.
/Ольга Далакян 10 класс МБОУ ИСОШ №4/
3. Греческое – theoria (наблюдение, осмотр, обозрение).
Позднелатинское – theoria (смотрю, рассматриваю).
Французское – theorie.
В русском языке употребляется с XVIII в. Происхождение возможно из западноевропейских или непосредственно из позднелатинского языка. Первоначально употреблялось в форме «феория», что свидетельствует о более вероятном заимствовании слова из позднелатинского языка. В современном русском языке слово «теория» употребляется в значении «учение, система научных принципов», а также «совокупность обобщенных положений, образующих науку».
Производные: теоретический, теоретик.
/Николай Дубинка 10 класс МБОУ ИСОШ №4/
В) Теологическая
1. Теология – ж. богословие. Теолог, богослов. Теогония, родословие языческих богов, боговщина, баснословие. Теургия, белая магия, белокнижье, произведенье чудес посредством доброй, чистой силы. Теократия, богоправленье. Израильтянам дано было теократическое правленье, через посредство Моисея и пророков.
/Николай Дубинка 10 класс МБОУ ИСОШ №4/
2. Обычно основателем теологической теории происхождения государства считается Фома Аквинский, но не менее верным будет рассмотрение теории с философии Аврелия Августина, который описал генезис государства в своем труде «О граде Божьем». Государство, по мнению философа, есть наказание людей Богом за первородный грех, а земная государственная власть – «великая разбойничья организация». Уже у первого сторонника теологической концепции можно наблюдать отрицательное отношение к государству. Оно рассматривалось как аппарат угнетения одной части людей над другой, и единственный, кто мог регулировать это – Бог. Если чья-либо власть неугодна Всевышнему, то ее низложит народ и поставит на престол легитимного и более достойного правителя.
Теория получила наибольшее распространение в Средневековье. Ее идеологом стал Фома Аквинский, разделявший взгляды Аврелия Августина. Аквинат выдвинул новые положения, которые в последствии легли в основу доктрины католической церкви, будучи названными «томизмом». Теория после Фомы Аквинского нашла отражение лишь в трудах более поздних исследователей: бельгийского философа Жозефа Мерсье Дезире и французского теолога Жана Маритена.
/Илья Динулин 10 класс МБОУ ИСОШ №4/
3. Теология в Энциклопедическом словаре:
Теология – (от греч. theos – Бог и ...логия) (богословие) – совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.
Значение слова Теология по Религиозному словарю:
Теология – Богословие, совокупность, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического мировоззрения на основе идей или текстов, принимаемых как божественное откровение. Одна из предпосылок теологии – концепция личности.
/Илья Динулин 10 класс МБОУ ИСОШ №4/
Г) Патриархальная
1. ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ – патриархальная, патриархальное; патриархален, патриархальна, патриархально. 1. только полн. формы. Относящийся ко времени патриархата (этнол.). Патриархальный быт. Относящийся ко времени патриархов (во 2 знач.), к глубокой древности; очень древний. Патриархальные времена. 2. Верный старым традициям; чуждый новой культуре, устарелый и добродушно-примитивный. Патриархальные взгляды, обычаи, времена. Занятия его приобрели мирный и патриархальный характер. Салтыков-Щедрин. И там же, надписью печальной, отца и матери, в слезах, почтил он прах патриархальный. Пушкин.
2. От слова патриарх. Безыскусственный; свойственный древним народам.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865.)
По образу и обычаю праотцев. Употребляется теперь для обозначения отеческого управления старейшего вроде и вообще первобытной чистоты или простоты нравов, характеризующих времена первых патриархов.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907).
Чаще всего означает простой, напоминающий глубокую старину; патриархальная семья – основанная на началах господства отца; патриархальный быт – распорядок жизни, когда в родовой общине общим главою и господином является её родоначальник, патриарх.
3. В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти — из власти отца семейства.
К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства.
Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства, заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его.
Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.
Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляют соответственно с категориями «государь», «подданные».
Главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместная жизнь. А государство призвано исполнять совершенно другие функции. К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя.
Д) Договора
1. В основе данных концепций лежат естественно-правовые представления о договорном происхождении государства. Согласно Эпикуру — «справедливость, происходящая от природы, — есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда». Следовательно государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Плюсы данных концепций заключаются в том, что они имеют глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение. Минусы в том, что игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические).
/Василенко Николай 10 б МБОУ ИСОШ №4/
2. Общественный договор (социальный контракт) — социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют.
Теория общественного договора сформировала главный принцип в важной исторической идее, что легитимный государственный орган должен быть получен из согласия управляемых. Исходное положение для большинства этих теорий — эвристическое исследование условий человеческого существования, отсутствующих в любом организованном общественном строе, которые обычно называют «естественным состоянием». В этих условиях действия человека связаны только с его личной властью, ограниченной совестью, и без противодействия. Из этого общепринятого исходного положения различные сторонники теории общественного договора по-разному пытаются объяснить, почему в разумном личном интересе человека добровольно отказаться от свободы, которой каждый обладает в естественном состоянии, чтобы получить преимущества политического порядка.
/Анастасия Земцова 10 класс МБОУ ИСОШ №4/
Е) Насилия
1. Общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до ее разрушения, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность; узурпация свободной воли в ее наличном бытии (Г.В.Ф. Гегель). " Н. можно интерпретировать как разновидность отношений власти, поскольку последняя представляет собой господство одной воли над другой, принятие решения за другого. Н. является актом сознательной воли и претендует на обоснование, на законное место в межчеловеческой коммуникации. От др. форм общественного принуждения Н. отличается тем, что доходит до пределов жестокости, характерной для природной борьбы за существование, а от природной агрессивности – тем, что апеллирует к понятиям блага, справедливости. Н. можно определить как право сильного, возведение силы в закон человеческих отношений, ему нет места ни в природе, ни в пространстве человечности, разумного поведения; оно находится между ними, представляя собой способ выхода из естественного состояния или обратного провала в такое состояние. Н в соответствии с ней Н. может быть духовно, нравственно оправдано, но только в рамках общего отрицательного отношения к нему; ее основные усилия сосредоточены на исследовании аргументов и соответствующих ситуаций (контекстов), в которых такое оправдание возможно и необходимо. Н. признавалось оправданным как: отказ от части во имя целого; жертва во имя будущего; способ предотвращения большего Н.; легитимное насилие государства; историческое деяние.
/Виктория Гертман 10 класс МБОУ ИСОШ №4/
2. Теория насилия — одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Евгений Дюринг (1833—1921), австрийский социолог и государствовед Людвиг Гумплович (1838—1909), Карл Каутский (1854—1938) и другие. Основной принцип теории насилия заключается в том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими (т.е. связана с факторами военно-политического характера).
Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению Е.Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.
Австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведёт к появлению частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, оседлому быту. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.
К.Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побеждённое племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает не деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побеждёнными, который позже преобразуется в государство. Лишь там, пишет Каутский, где имеет место внешнее насилие, " возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая – угнетённым и эксплуатируемым классом".
Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали и сопровождали процесс любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия.
/Ольга Далакян 10 класс МБОУ ИСОШ №4/
Ж) Органическая
1. ОРГАНИ́ЧЕСКИЙ, органическая, органическое (от греч. organikos) (книжн.).
- прил. к организм в 1 знач.; обладающий живым началом (научн.). Органическая жизнь на земле.
- Принадлежащий к растительному или животному миру, живой (научн.). Органические вещества (химические соединения, содержащие углерод; хим.). Органические остатки (остатки растительного или животного мира, находимые в недрах земли).
- прил. к орган в 1 знач.; касающийся внутреннего строения человека, его органов (научн., мед.). Органическое заболевание. Органическое расстройство.
- Обусловленный внутренней сущностью чего-нибудь, вытекающий из строения, организма, духа чего-нибудь. Органическим недостатком старой школы была ее оторванность от практической жизни. Поэзия Пушкина органически (нареч.) связана с историей русского народа.
- Присущий самому организму, всему существу; лежащий в самой природе личности. Органическая потребность. Органическое отвращение к чему-нибудь. Органически (нареч.) не выносить чего-нибудь.
/Виктория Гертман 10 класс МБОУ ИСОШ №4/
2. Органическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, согласно которой государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает. Элементы данной теории встречаются в трудах различных авторов. В настоящее время подавляющим большинством ученых отвергнута.
Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в т.ч. и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.
По мнению представителей данной доктрины, государство — ϶ᴛᴏ организм, постоянные отношения между частями кᴏᴛᴏᴩого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, кᴏᴛᴏᴩая выступает в ϶ᴛᴏй связи исключительно разновидностью эволюции биологической.
Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).
Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что государство практически уравнивается с биологическим организмом.
Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, так как люди — не только социальные, но и биологические организмы.
Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью ϲʙᴏдить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в ϲʙᴏей основе различные причины возникновения
Органическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, согласно которой государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает. Элементы данной теории встречаются в трудах различных авторов. В настоящее время подавляющим большинством ученых отвергнута.
/Дарья Коробова 10 класс МБОУ ИСОШ №4/
З) Расовая
Ра́са — система популяций человека, характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющих внешнее фенотипическое проявление и сформировавшихся в определенном географическом регионе [1]. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений.
Критерием отличия расы от вида и даже подвида являются очень слабые отличия (в основном на уровне внешних признаков) и отсутствие препятствий для создания плодовитого потомства, что привело к образованию множества переходных форм в области смешения рас .
Разные школы антропологов выделяли от четырёх до семи основных рас и десятки малых антропологических типов. Единая классификация рас до сих пор отсутствует.
Ра́совая тео́рия, расоло́гия, нау́чный раси́зм (англ. Scientific racism) — комплекс гипотез и идей о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, общественный и государственный строй людей, о существовании превосходства одних человеческих рас над другими. Иногда (например, как у Людвига Фердинанда Клаусса) расовая теория не сводится к чисто биологическим факторам. Расовая теория является основой расовой дискриминации и рассматривается в настоящее время как псевдонаучная. Иногда расовую теорию прямо отождествляют с расизмом .
Впервые теория была обоснована в середине XIX века в работе графа Жозефа Артура де Гобино «О неравенстве человеческих рас». В этой работе были наиболее полно представлены основные тезисы расовой концепции. По мнению Ж.Гобино движущим фактором в развитии народов является расовая принадлежность, которая обуславливает неравенство в обществе. Автор выделяет белую, чистую арийскую расу, и «недочеловеков» – славян, евреев, цыган. Первые в силу врожденных лидерских способностей и благородства господствуют над вторыми, чье назначение слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтоб поддерживать господство первых над вторыми. Оно служит для легитимации власти правителей, которые изначально оправдывают свое господство лишь теорией о превосходстве белой расы. Но в стремлении расширить свое влияние белая раса смешивается с другими и утрачивает свою чистоту. Снижаются ее способности и деградирует культура. Это может привести к утрате власти, в случае которой воцарит демократия, которая, по мнению идеологов концепции, худшая из существующих форм правления.
/Екатерина Ермашкевич 10 класс МБОУ ИСОШ №4/
И) Материалистическая (Марксистская)
1. Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.
2. Материалисти́ческая (маркси́стская, исто́рико-материалисти́ческая, диале́ктико-материалисти́ческая) тео́рия происхожде́ния госуда́рства связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий»[1].
Теория зарождается во второй половине XIX, в трудах Фридриха Энгельса. Наиболее полно она представлена в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Ф.Энгельс пишет, что государство – следствие возникновения классового неравенства, которое требуется охранять и регулировать. Государство выступает в роли защитника прав частной собственности господствующего класса. «Защитник» необходим, чтобы не допустить столкновений между классами, которые могут привести к коллапсу. Государственная организация сменяет неэффективную родоплеменную, где невозможно контролировать развивающиеся отношения властвования и подчинения. С приходом частной собственности появляется эксплуататорский труд, потом наемный. Чтобы контролировать ситуацию в обществе и следить за неприкосновенностью частной собственности создается система различных принудительных органов (армия, полиция, суды, тюрьмы). Этой системой и заведует государство. О его развитии свидетельствует появления особо класса – управленческого аппарата, занимающегося только государственными делами
/Дарья Бычкова 10 класс МБОУ ИСОШ №4/
К) Ирригационная
ИРРИГАЦИЯ, необходимый для земледелия искусственный полив земли. Позволяет выращивать урожаи в районах, где выпадет мало осадков. Первые ирригационные системы Египта, Азии и Среднего Востока датируются 3000 до н. э., когда строились оросительные каналы и водоемы, чтобы доставить воду из рек на близлежащие поля. Позже были созданы простые механические устройства, включая АРХИМЕДОВ ВИНТ, которые использовались для подачи воды из рек и ручьев в ирригационные каналы. В настоящее время большую часть воды для ирригации берут из поверхностных или ПОДЗЕМНЫХ ВОД. Поверхностные воды – это ручьи, реки и озера. Возведение ДАМБЫ через реку позволяет накапливать большое количество воды, создавая искусственное озеро или резервуар. Эта вода и используется для ирригации в засушливый сезон. Грунтовую воду берут из КОЛОДЦЕВ. В некоторых районах воду для этой цели получают путем ОПРЕСНЕНИЯ и доставляют на поля через систему каналов, канав, насосов и труб.
Согласно Виттфогелю, ирригационный способ земледелия является наиболее вероятным ответом доиндустриального общества на трудности ведения хозяйства в условиях засушливого климата. Связанная с этим способом хозяйства необходимость организованных коллективных работ приводит к развитию бюрократии и, как следствие, к усилению авторитаризма. Так возникает восточная деспотия, или «гидравлическое государство» (hydraulic state) — особый вид общественного устройства, отличающийся крайним антигуманизмом и неспособностью к прогрессу (власть блокирует развитие).
Степень доступности воды является фактором, определяющим (с высокой степенью вероятности) характер развития общества, но не единственным, необходимым для его выживания, Для успешного ведения земледельческого хозяйства необходимо совпадение нескольких условий: наличие культурных растений, пригодная почва, определенный климат, не препятствующий земледелию рельеф местности.
Все эти факторы абсолютно (и потому равно) необходимы. Разница лишь в том, насколько успешно человек может влиять на них, оказывать «компенсирующее воздействие» (compensating action): «Эффективность человеческого компенсирующего воздействия зависит от того, насколько легко неблагоприятный фактор может быть изменен. Некоторые факторы можно рассматривать как неизменные, так как при имеющихся технологических условиях они не поддаются человеческому воздействию. Другие поддаются ему легче». Так, одни факторы (климат) до сих пор практически не регулируются человеком, другие (рельеф) — фактически не регулировались в доиндустриальную эпоху (область террасного земледелия была незначительна относительно общей площади обрабатываемой земли). Впрочем, на некоторые факторы человек может повлиять: завезти в определенную местность культурные растения, удобрить и обработать почву. Все это он способен сделать в одиночку (или в составе небольшой группы.
2. К тексту параграфа учебника Право, представленному на странице 6– 11 (§ 1) подготовлены следующие задания для активизации работы с языком предмета:
- Какие существуют теории происхождения государства?
- Заполнение таблицы в Рабочей тетради на с. 23.
Определение государства |
Политическое течение |
А) государство – орудие в руках господствующего класса |
|
Б) Государство – бездушная машина, подавляющая личность |
|
В) государство – главное и наиболее эффективное средство увеличения благосостояния народа, повышения безопасности страны |
|
Г) Государство – сила, с помощью которой осуществляется промысел божий |
|
Работа на уроке
- При введение нового термина «Теория возникновения государства» учащиеся самостоятельно определили значение слова «государство» т.к. встречались с ним на уроках истории и обществознания. Но им необходимо было соединить понятия «теория и государство». Возникла проблема в подборе слов синонимов, но после чтения этимологических справок учащиеся смогли назвать ещё теории возникновения государства, не указанные в учебнике: космическую (инопланетную), уточнили марксистскую назвав её классовой.
- На уроке были отмечены следующие ошибки:теория ирригационная – т.к. с понятием ирригация учащиеся сталкиваются только при изучении Древнего мира, здесь помогло выступление учеников.
- Приёмы мнемотехники: для запоминания термина «государство» можно использовать следующий вид работы:
- Записать слово «Государство»
- Подумать какие слова и словосочетания у Вас возникают при слове «государство» (что должно делать, т.е. функции, обязанности, особенности, масштабность и т.д.)
- Записать эти словосочетания в столбик (так потом легче отбирать)
- Прочитать словосочетания
- Выбрать наиболее подходящие и соединить их в определение
- Прочитать получившийся термин, определение и отредактировать его.
(Проверена действенность метода при подготовке к ЕГЭ по обществознанию, задание № 32. «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « происхождение государства»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение раскрывающее информацию о теориях происхождения государства. И другое предложение, раскрывающее смысл одной из теории возникновения государства.») - По теме урока был использован следующий лингвокультурологический материал:
Задание № 1
Высказывания политических деятелей, деятелей культуры о государстве и его деятельности:
- Обращайтесь с низшими так, как вы хотели бы, чтобы с вами обращались высшие. (Сенека)
- Гоняйтесь за дикими зверями сколько угодно: эта забава не для меня. Я должен вне государства гоняться за отважным неприятелем, а в государстве моем укрощать диких и упорных подданных. (Петр Первый)
- В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя. (Маркс К.)
- Если государственный человек заблуждается, если он рассуждает плохо, принимает ошибочные меры, то целый народ испытывает пагубные следствия этого. Нужно часто себя спрашивать: справедливо ли это начинание? Полезно ли? Прежде всего государственному человеку следует иметь в виду следующие пять предметов: 1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно создать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям. Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга перед Высшим Существом, перед собой, перед обществом, и нужно преподать ему некоторые искусства, без которых он почти не может обойтись в повседневной жизни. (Екатерина Великая)
- Россия слишком могущественна, чтобы проводить национальную политику, ее дело в мире есть политика рода человеческого, Провидение создало нас слишком великими, чтобы быть эгоистами; оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества. Все наши мысли в жизни, в науке, искусстве должны отправляться от этого и к этому приходить, в этом наше будущее, в этом наш прогресс; мы представляем огромную непосредственность без тесной связи с прошлым мира, без какого-либо безусловного соотношения к его настоящему, в этом наша действительная логическая данность, и, если мы не поймем и не признаем этих наших основ, весь наш последующий прогресс вовеки будет лишь аномалией, анахронизмом, бессмыслицей. (Чаадаев П. Я.)
- Лучше, чтобы ободрял государь, а наказывали законы. (Суворов А. В.)
- Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестье? (Иван Грозный)
- Тиран воинственный иль император
С разбойником, как брат родимый, схож,
Ведь нрав у них, по сущности, все тож.
Лишь от разбойника поменьше зла —
Ведь шайка у разбойника мала.
(Чосер Дж.) - Солнце течет и ныне по тем же законам, по которым текло до явления Христа-Спасителя: так и гражданские общества не переменили своих уставов; все осталось, как было на Земле и как иначе быть не может. (Карамзин Н. М.)
- Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов — неотменно от воспитания. (Новиков Н. И.)
- Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному. (Петр Первый)
Задача учащихся дать свою оценку высказыванию (согласие или не согласие), объяснить смысл изречения.
Какой из теорий происхождения государство оно более соответствует?
Задание № 2
В чём смысл поговорок о пословиц? Какие традиции и обычаи народа они нам показывают?
Пока есть государство, нет свободы.
Когда будет свобода, не будет государства.
Пока кухарка училась управлять государством, кончилась еда.
Крепко царство казною.
Грозно, страшно, а без царя нельзя.
Лучше грозный царь, чем семибоярщина.
Народу служить — не ворон ловить.
Не ведает царь, что делает псарь.
Не ходи к воеводе с одним носом, ходи с подносом.
Худо овцам, где волк воевода.
Рефлексия языковой работы на уроке
- Высокая активность школьников отмечена при выполнении заданий на соответствие, работа с пословицами и поговорками, а также на соответствие высказывания и теории происхождения государства – была проведена, на мой взгляд, хорошая предварительная подготовка.
- В ходе выполнения задания №2 возник и был обсуждён вопрос о происхождении понятий пословица и поговорка, инопланетный (быстро определили значение слова)
- Низкий уровень активности отмечен при выполнении заданий:
- С таблицей из рабочей тетради, т.к. надо было прежде повторить политические течения, определение и этимологическое содержание каждого.
- Будет ли продолжена работа по лингвистической проблеме? Да, т.к. предмет право только начат в изучении и словарный запас правовых терминов можно усвоить только через понимание самого термина и понятия, т.е. через его этимологию. Отрабатывать можно так:
А) Подобрать (если возможно) синонимы терминам и определениям: государство, закон, право
Б) Как вы думаете, какие символы государства могут соответствовать каждой теории создания государства?
В) В чём смысл и значение этих символов? /Обязательно рассмотреть этимологию этих слов/
Данное задание поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по обществознании при выполнении задания № 32
Г) Завести Блокнот-Словарь по праву ( те термины и понятия, которые не внесены в словарь учебника, нужно будет туда записывать).
Дополнительные замечания:
- Слишком большие справки, необходимо было до урока отработать их содержание с учащимися.
- Не указаны источники для справок.
- Учащиеся лучше усваивают терминологию, т.к. есть хорошая теоретическая основа.