Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Подготовка к ОГЭ по физике: опыт Сингапура в российских учебниках

Работа XV Всероссийского педагогического марафона учебных предметов продолжилась 2 апреля 2016 года на Дне учителя физики. Перед предметниками выступила Наталия Сергеевна Пурышева, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой теории и методики обучения физике Московского педагогического государственного университета (МПГУ), автор УМК по физике для основного и среднего (полного) образования.

Как сделать подготовку к ОГЭ эффективной и не такой трудозатратной, как сейчас? На этот вопрос Наталия Сергеевна ответила, приведя пример Сингапура – одной из стран-лидеров по уровню образовательных результатов:  

 Анализируя учебные пособия, по которым учат детей в Сингапуре, я поняла, что с самого первого дня учебы и начинается у них подготовка к предстоящему экзамену. Вот дети изучили первую тему, а в конце параграфа – тест, точно в таком же формате, как ОГЭ. С первой же темы в учебниках и рабочих тетрадях используются ключевые слова: подумайте, объясните, рассчитайте, сравните. Дети сразу приучаются к тому, что мало решить задачу, нужно и объяснить ход решения.

По мнению лектора, чтобы успешно сдать ОГЭ, нужно с первого урока физики привыкать к нюансам. Как можно раньше ребенок должен научиться работать с таблицами: читать данные, заполнять таблицу по рисункам приборов. Хорошо, когда в учебнике встречается много методологических заданий, в том числе и на определение погрешностей измерения. Самые сложные из них – задания на описание эксперимента. В УМК издательской группы «ДРОФА – ВЕНТАНА» широко представлены и лабораторные, и домашние опыты. Иногда по несколько штук к каждому параграфу: занимайтесь, сколько успеете!

Составители учебников следуют четкой логике:

 Мы не бросаем темы, а стараемся продолжить каждую линию, – рассказывает профессор. – В седьмом классе начинаем с наблюдений и экспериментов, на следующий год добавляем элементы теории, еще через год приходит пора серьезных обобщений. К 9 классу ученик достигает достаточно высокого уровня.

Лекция собрала большое число слушателей. По ее итогам учителя задали много вопросов – в частности, о содержательной составляющей УМК. 

– Физика должна отвечать на вопрос не «сколько», а «почему». От нас требуют выяснить, насколько человек понимает суть процесса. Это учтено? 

– В УМК есть задачи всех типов – и качественные, и экспериментальные, и на вычисление, – заверила Наталия Сергеевна. – Лично я часть заданий даю выполнить на уроке, остальное берется на дом. С 2000 года работаю по этим учебникам!

Также прозвучал и «больной» вопрос всех предметников: чем объяснить низкий результат сдачи ЕГЭ?

– Известно чем! Базой для учебной сдачи ОГЭ является пятичасовой курс физики, а у нас всего два часа! – в зале на галерке раздались одобрительные аплодисменты. – А имеющиеся часы учителя тратят не столько на объяснение нового материала, сколько на подготовку к ЕГЭ.

Слушатели были благодарны Наталии Сергеевне за услышанную правду: действительно, для выполнения экзаменационных заданий на высоком уровне необходимы условия профильной школы. Только если количество часов наконец будет пересмотрено, хватит времени и на программу, и на подготовку к экзаменам.

«Марафон-2016» / Расписание дней 


Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться