Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Подготовка к экзамену по русскому языку: чувство текста и магия слова

На Дне учителя русского языка, который прошел 9 апреля в рамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов, от объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» выступила профессор МГПУ Татьяна Михайловна Пахнова с лекцией «Методика работы с УМК по русскому языку издательства "ДРОФА" при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».

Лектор – автор УМК «Русский язык. 10–11 классы», член авторского коллектива УМК «Русский язык. 5–9 классы» под ред. В. В. Бабайцевой, а участники – учителя, работающие по этим учебникам. К ним и обращалась Татьяна Михайловна: пособия пособиями, но важно и ценно, когда учитель сам выстраивает подготовку по учебникам, учитывая свои цели, средства и возможности своих учеников.

В то же время не должен уходить дух учебников, сам принцип подачи языка как бессмертного дара. Пусть уроки вызывают интерес к языку как к другу, пусть они будут интересны ученикам как процесс. И это возможно, если опираться на присущее каждому чувство языка – на тайну, которую никто не разгадал, но к которой можно приблизиться. Вот, собственно, и вся формула УМК: принцип текстоцентричности плюс магия слова. И тогда текст станет для детей тем «свободным откровением личности», о котором говорил Михаил Бахтин.

Понимание главной особенности УМК авторов приходило постепенно: упражнения и задания помещаются в культурный контекст, дети оказываются окружены образцами речи и письма, примерами для наблюдения и подражания. Татьяна Михайловна листала слайды и читала, читала. А ведь это, на самом деле, очень важный механизм приобщения ребенка к культуре – воспроизведение уже созданной красоты и подражание образцу.

– Надо писать по памяти, заучивать, выразительно читать! – считает она.

Однако фраза «нужны речевые модели» вызвала ропот в зале: что, опять штампам учить? Да, учить – а как без образцов и примеров можно освоить язык? Даже для того чтобы распознать штамп, его надо знать. В связи с этим лектор рассказала о «самообучении» письменной и устной речи юного Д. С. Лихачева: он решал проблему, наблюдая, как связываются мысли в текстах мастеров. Памятуя об этом, Татьяна Михайловна пояснила, что при работе над учебниками она не на шутку озабочена сбором речевого материала, который можно «дать в дорогу» школьнику. Теперь раздел «Записная книжка» будет и в учебниках для 5–9 классов, эта «книжка» пополняется, и на нас, участниках, обкатывалась фраза Валентина Непомнящего о важности проговаривания текста вслух.

Придумана и методика работы с такими фразами: предложить закончить мысль и потом сравнить с исходной концовкой. И это еще одна идея, которую участники вынесли с занятия Татьяны Михайловны: если не дочитывать концы фразы, а просить догадаться… если не начинать следующую фразу текста, а спросить «что сейчас будет», дети органично приобщатся к текстостроению.

Не будем забывать, что заявленная тема – подготовка детей к аттестации по русскому языку! Но в том и суть, по мнению докладчика, что впереди всего – чувство текста, интонация, без этого не бывает понимания. О том, что такой подход работает, говорит опыт учителей. Часть лекции была посвящена рассказу о Екатерине Пересветовой из Лицея №1560. Запомнилось правило: один урок – один текст (вспомним Ахматову: один день – одно дело). И одна цитата: «Ритм и интонация материалов заряжают эмоциями и погружают в культуру».

Что же на круг? Удивительное. Бесконечные модели и схемы «окучиваются» культурой и красотой – таково послание авторов УМК к учителю и ученику.

Людмила Кожурина


Поделиться в социальных сетях:
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться