Подготовка к ЕГЭ-2018: русский язык, задание 19
1. Теория
Правило
|
В сложном предложении, состоящем из нескольких простых, связанных между собой различными видами связи, могут оказаться рядом сочинительный и подчинительный союзы. На стыке между ними ставится запятая тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но. |
Например: |
Он только помнил, что когда он сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя. Запятая не ставится, так как после придаточного предложения есть вторая часть двойного союза то. |
Для сравнения: |
Однако он хорошо понимал, что, если не браться за дело, всё равно не узнаешь, каким будет конец.В этом предложении поставлена запятая, так как нет второй части двойного союза. |
Запомните: |
Запятая ставится на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное: Я совершенно не мог противиться его обаянию, и, когда он улыбался мне, я непроизвольно растягивал губы в ответной улыбке. - Я совершенно не мог противиться его обаянию и непроизвольно растягивал губы в ответной улыбке, когда он улыбался мне. |
|
Я совершенно не мог противиться его обаянию, и __ когда он улыбался мне, то я непроизвольно растягивал губы в ответной улыбке. В данном предложении подобная перестановка невозможна, т.к. рядом окажутся и и то. |
Не забудьте! |
Всегда ставится запятая перед то, так или союзом но, которые стоят после придаточного предложения. Будьте внимательны при постановке запятой перед союзом и: он может соединять два однородных члена предложения или два однородных придаточных. |
2. Практика
Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пример 1
Мечик почувствовал (1) что (2) если вновь придётся отстреливаться (3) он уже ничем не будет отличаться от Пики.
1) 1,2,3
2) 2,3
3) 1,2
4) 1,3
Пример 2
Я подумал (1) что (2) если в сию решительную минуту не переспорю старика (3) то уж впоследствии времени мне трудно будет освободиться от его опеки.
1) 1,2,3
2) 2,3
3) 1,2
4) 1,3
Пример 3
Доктор сказал больному(1) что (2) если он хочет поправить своё здоровье (3) ему следует переменить климат.
1) 2,3
2) 1, 2,3
3) 1,2
4) 1,3
Пример 4
Члены экспедиции решили (1) что (2) хотя погода испортились (3) откладывать поездку нельзя.
1) 1,2,3
2) 2,3
3) 1,2
4) 1,3
Пример 5
Товарищ сказал (1) что (2) если будет свободное время (3) то он зайдёт ко мне вечером.
1) 1,3
2) 2,3
3) 1,2,3
4) 1,2
Пример 6
Дискуссия показала (1) что (2) когда есть желание понять друг друга (3) можно договориться по спорным вопросам.
1) 1,2,3
2) 2,3
3) 1,2
4)1,3
Пример 7
Хаджи-Мурат сел и сказал (1) что (2) если только пошлют на лазгинскую линию и дадут войско (3) то он ручается (4) что поднимет весь Дагестан.
1) 1,2,3,4
2) 2,3,4
3) 1,2,3
4) 1,3
Пример 8
Я спал долго (1) потому что (2) когда проснулся (3) была уже ночь.
1) 1, 3
2) 1,2,3
3) 1,2
4) 2,3
Пример 9
Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце и что (2) если он протянет руку в окно (3) то с кустов посыплется роса.
1) 1,2,3
2) 2,3
3) 1,3
4) 1,2
Пример 10
Будьте пунктуальны (1) потому что (2) если вы задержитесь (3) начало собрания придётся отложить.
1) 1,2
2) 2,3
3) 1,2,3
4) 1,3
Ответы
1 |
1 |
2 |
4 |
3 |
2 |
4 |
1 |
5 |
1 |
6 |
1 |
7 |
3 |
8 |
2 |
9 |
3 |
10 |
3 |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.