Орнамент в народном искусстве. Русская изба. 4 класс. Конспект урока
4 класс
Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству для 1-4 классов В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной.
Основные цели и задачи урока.
- Способствоавть формированию у детей представления о картине мироздания, отражённой в убранстве крестьянского жилища.
- Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.
- Создать атмосферу для понимания учащимися символики народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты.
- Закреплять навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением.
План урока.
- Беседа об орнаментальном оформлении народного жилища, о его символическом значении, об отражении в нём модели мироздания. (слайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).
- Работа по вопросам о символике элементов орнамента.
- Выполнение знаков-оберегов.
- Работа по вопросам, выявляющим знания учащихся о русской избе, быте крестьян. (слайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).
- Выполнение зарисовок фасада избы, знаков-символов на резных наличниках. (музыка группы «Коляда»).
- Подведение итогов: обобщение представления учащихся о символике и магических свойствах народного орнамента. Выставка «На деревенской улице праздник».
Ход урока
1. Беседа об орнаментальном оформлении народного жилища, о его символическом значении, об отражении в нём модели мироздания
(Cлайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).
С давних времён люди защищали себя и своё жилище от злых сил. Знаки защиты, поддержки наносились на одежду, на утварь, на оружие, на жилище.
Эти знаки называются обереги.
– Как вы думаете, почему они так называются?
* Варианты ответов.
– Считалось, что обереги в бою стрелу отведут, от недоброго глаза спасут, помогут от страхов в пути…
В иллюстрациях русских народных сказок, в музее, в кино вы видели русский народный костюм. У женщин он состоит из головного убора (их обязательно носили замужние женщины), рубахи, сарафана или юбки-панёвы. У мужчин это рубаха, обязательно с кушаком (поясом) и штаны. Разноцветные красивые узоры, покрывают сарафаны, рубашки. Слайд
– Где располагаются узоры-обереги? По вороту, на манжетах рукавов, по низу юбки, рубахи.
– Какие цвета для украшения – защиты используются в орнаментах на одежде?
* Варианты ответов.
Слайд с изображением рушника.
– Кто знает как называются эти полотенца?
* Рушник.
– Откуда такое название?
* Варианты ответов.
– Обратите внимание на то, что посередине рушник не вышивался. Как вы думаете почему?
* Варианты ответов.
– Середина обязательно пустая – что бы жизненная дорога была лёгкой и просторной. Ещё говорят, что через эту белую середину Божий свет и сила проходит.
2. Работа по вопросам о символике элементов орнамента
Слайды 4– 9.
3. Выполнение знаков-оберегов
На заготовках из картона, используя таблицы знаков, учащиеся маркерами красного цвета самостоятельно составляют свой знак-оберег (5 мин.)
4. Работа по вопросам, выявляющим знания учащихся о русской избе, быте крестьян
(Слайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).
– Как выглядел традиционный русский дом? Из какого материала он строился?
Работа по слайдам 10-18.
Русь была страна лесная, поэтому лес являлся основным строительным материалом – строили из леса, из брѐвен. Рубили лес топором. Строили в старину без гвоздей, особым способом укладывая брѐвно к бревну. Такая постройка называлась «сруб» (т.е. срубленная топором). После этого прорезали окна, ставили крышу и получался дом, который назывался «изба».
Деревянными были как деревенские дома, так и городские.
Сегодня мы с вами рассмотрим, как выглядел снаружи традиционный деревенский дом.
К дому всегда относились с уважением и любовью. Когда постройка была готова, её обязательно украшали деревянной резьбой. И хотя мотивы резных украшений были похожи, невозможно было найти ни одной одинаковой избы.
Орнаментами украшали избу и с наружи и внутри. Все проёмы в доме, через которые могла проникнуть «нечисть» – окна, двери, дымоходные трубы.
Что означали узоры? В древности это были не просто узоры, а знаки-обереги, охраняющие дом и всех живущих в нём от злых сил и болезней.
Перед вами изображение фасада избы, то есть той части, что выходит на улицу. Слово «фасад» означает «лицо», то есть перед вами «лицо» избы. На лице прежде всего выделяются глаза, а на избе – окна. Окна – это «глаза» избы. Неслучайно слово «окно» происходит от слова «очи», то есть «глаза».
Окна закрываются ставнями и украшаются наличниками – так называется декоративный элемент, расположенный сверху и снизу, а порой и вокруг всего окна. Слово «наличник» означает «на лице».
Теперь обратимся к верхней части избы. Она символизирует «лоб», или, как говорили в старину, «чело». Неслучайно резные доски, расположенные под крышей, называются «причелины» («прилобные» доски). А доска, разделяющая верхнюю и нижнюю части фасада, носит название «лобовой» доски.
Из-под причелин спускаются «полотенца» – длинные вертикальные досочки, действительно похожие на расшитые узорами рушники.
На полотенцах мы видим круги и розетки – символическое изображение солнца. Без солнца нет жизни, без солнца не растает снег и не придет весна. Это очень важный, чуть ли не самый главный по значимости символ. Лучи у солнца могут быть как прямые, так и закрученные по кругу – так изображали «бегущее по небу» солнце. Солнце никогда не останавливается, оно всегда в пути.
Венчающий крышу «конѐк» тоже является символом солнца. В древности люди представляли себе солнце, катящееся по небу на колеснице, запряженной конями. Оттуда же, из глубины веков, пришло к нам выражение «конь-огонь».
Зигзагообразные линии на причелинах символизируют небо, «хляби небесные», то есть тучи с дождем, с водой, которая так необходима посевам и всему живому.
На ставнях мы видим ромбы – это знаки земли, поля.
На лобовой доске часто изображались растения, либо мифологические животные.
5. Выполнение зарисовок фасада избы, знаков-символов на резных наличниках
(Музыка группы «Коляда»).
Слайд 17.
6. Подведение итогов: обобщение представления учащихся о символике и магических свойствах народного орнамента. Выставка «На деревенской улице праздник»
Учащиеся выставляют свои мольберты в ряд. Выставка вернисаж «Деревенская улица. Предлагается учащимся самим проанализировать выполненные работы.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Какие художественные материалы использовали для выполнения заданий?
– Какие знаки-обереги вы использовали для оформления фасада избы?
– Какие впечатления вы получили от данной работы, урока?
– Спасибо вам за работу на уроке.