Олимпиада по литературе для 6 класса
Автор Оксана Анатольевна Лисовская,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 82 города Ульяновска
Название учебно-методического комплекса: УМК по литературе Т. Ф. Курдюмовой для 6 класса
Цели и задачи: Проверить знания учащихся по пройденному материалу, воспитывать интерес к литературе, развивать память.
Оборудование и материалы: раздаточный материал
Вопросы:
- Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке:
- Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены:
- Какой русский поэт и переводчик сам себя шутя называл «дядькой всех ведьм и чертей на Руси»?
- Кто автор этих произведений?
- С именем какого русского писателя связаны эти места:
- Каким размером написано большинство басен И. А. Крылова. Например:
- О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким стихотворением перекликается сюжет картин?
- О каких писателях идет речь?
- Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Домашнего Компьютера.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –
Всё вторит весело громам.
а) Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.
б) Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
в) Любишь кататься, люби и саночки возить.
г) Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, на спинке щетинка.
а) «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь».
б) «Бесы», «Гробовщик», «Метель», «Евгений Онегин».
а) Михайловское, Царский Лицей, Москва.
б) Петербург, Пятигорск, Москва.
Послушай, я не кинусь в слезы:
Мне шутка все твои угрозы.
Что я стараюсь приобресть,
То не в твоих руках хранится;
А чем не можешь поделиться,
Того не можешь и унесть.
Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта. На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная музыкой слова своего воспитанника. Справа изображен друг поэта, он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья», друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества».
а) Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С. Пушкин назвал себя его учеником; когда из печати вышла поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
б) У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более девяноста томов.
в) Студенту Петербургского университета всего 18 лет, он постеснялся отнести рукопись своей сказки в редакцию и отдал ее своему любимому профессору, а тот не только прочитал ее студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». А.С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».
Ответы
- Олицетворение, эпитет, инверсия
- 1. Житие 2. Басня 3. Пословица 4. Загадка
- В.А.Жуковский
- 1. Жуковский 2. Пушкин
- 1. Пушкин 2. Лермонтов
- Четырехстопный ямб
- Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина». Послание «И. И. Пущину»
- В.А. Жуковский, Л.Н. Толстой, П.П. Ершов