«Очень важно, чтобы у детей была внутренняя мотивация»
Учитель русского языка МБОУ «СОШ №9» города Мценска Ирина Мясищева в интервью поделилась опытом подготовки ребенка на 100 баллов и рассказала, как найти баланс между подготовкой к ЕГЭ и школьной программой.
Ирина Мясищева, учитель русского языка МБОУ «СОШ №9» города Мценска:
«Я родилась в учительской семье: папа преподавал физику, бабушка была учителем начальной школы, тетя — учителем математики. Я с детства понимала, что буду учителем или воспитателем, о других профессиях даже не думала. Сейчас я понимаю, что ничуть не ошиблась. Я последовала зову сердца, когда подала документы в педагогический, и этот зов меня не подвел. Долго не могла определиться с предметом, который хочу преподавать, но выбор все-таки сделала. Педагогический опыт длинной в 29 лет показал, что и этот выбор был правильным.
Основная моя работа — заместитель директора по учебно-воспитательной работе, последние восемь лет я преподаю в своей школе только русский язык и только в старших классах. Я знаю наизусть все демоверсии ЕГЭ по русскому языку, все подводные камни и течения. Мне удалось объединить школьную программу и подготовку к госэкзамену — этот баланс я и считаю своим секретом успеха. Самое важное — уметь находить у этих двух прямых точки соприкосновения, понять, что они не параллельны, они постоянно пересекаются.
Каждую тему школьной программы можно привязать к заданиям ЕГЭ — эффективность такой формы подачи материала очень высока. Кроме того, очень важно следить за обновлениями словарей — как только вышел новый, вносить изменения и в свои материалы. Очень важно, чтобы у детей была внутренняя мотивация — ведь многое зависит от стремления ребенка. Татьяна Фарафонова, моя ученица, сдавшая ЕГЭ на 100 баллов, приносила мне стопки своих сочинений с просьбой проверить и помочь довести их до совершенства, ребенок изначально был нацелен на результат, это важно.
Поэтому я, например, считаю, что далеко не каждого ребенка можно подготовить на максимальный балл — если у ученика нет желания работать, сотрудничать с учителем, донести до него информацию нелегко. В таком случае учитель должен искать подход к ребенку, замотивировать.
У меня, с этим проблем нет, я легко нахожу контакт с детьми. За все время моей работы не было ни одного ученика, с которым я не смогла бы найти общего языка. Я, конечно, могу быть и жесткой, но мои ученики единодушно меня любят. Никакого секрета: я абсолютно искренне люблю каждого ребенка, которого учу. В этом году я взяла десятый класс и сразу без ложной скромности заявила: «Если вы будете выполнять все, о чем я вас прошу, готовить домашнее задание, репетитор вам не нужен. Я дам вам все необходимые знания в школе».
При подготовке своих учеников к ЕГЭ я стараюсь не ограничиваться стандартными сборниками учебников и демоверсиями вариантов. Я оформляю материал в презентации, систематизирую его, чтобы ребятам было легче всё понять и запомнить. В ближайшее время мы планируем вводить в практику электронные формы учебников: около пяти лет наша школа участвует в проекте «Школа цифрового века», а на педагогическом марафоне, который проводит ИД «Первое сентября», я стараюсь ближе знакомиться с ЭФУ. Понимаю, что эта новая реальность должна стать неотъемлемой частью учебного процесса.
Если мы, учителя, не будем идти в ногу со временем, мы просто потеряем внимание своих учеников.
Если вернуться к ста баллам, полученным моей ученицей, то для меня они не были большой неожиданностью — я прекрасно понимала потенциал ребенка и со своей стороны делала все, чтобы его развить. Но, когда ученица сообщила мне об этом, я была за рулем и съехала на обочину — от счастья я заплакала, а потом вышла из машины и кричала: «Ура!». Это какая-то особая учительская радость и гордость — понимать, что своей работой ты помог ученику покорить высоту».