В связи с введением ФГОС биологию в школах начинают изучать с 5 класса. В соответствии с новыми стандартами авторский коллектив Н. И. Сонина создал две линии учебников для 5–9 классов, которые отличаются по структуре изложения материала и степени его сложности.

Первую линию УМК — «Сфера жизни» — отличает концентрический вариант изложения материала; ее условно называют «красной» за использование соответствующего цвета в оформлении обложек. Вторая линия УМК — «Живой организм» («синяя») — предлагает учителю традиционный линейный способ компоновки материала.

Данные учебно-методические комплекты ежегодно переиздаются и допечатываются, в дополнение к ним выпускаются новые пособия. В настоящее время идет переработка концентрической линии в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы.

В обеих линиях учебники для 5 класса одинаковые. Они носят пропедевтический, обзорный характер и дают общее представление о биологии как науке.

print.png

Учебник состоит из четырех частей: «Живой организм: строение и изучение», «Многообразие живых организмов», «Среда обитания живых организмов, «Человек на Земле». По каждой теме дается сначала основной учебный материал, а затем дополнительные сведения к нему, которые расширяют кругозор подростка и делают интересным изучение предмета. Большую роль играют иллюстрации, которые передают поразительное разнообразие и красоту природы.

Задания в учебнике разноуровневые, многие из них носят развивающий характер. Детям рекомендуется использовать альтернативные источники информации — книги, интернет — для подготовки сообщений на разные темы.

В дополнение к учебнику школьники могут воспользоваться тетрадью для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений, рабочей тетрадью и тетрадью для оценки качества знаний.

albom.png

В нынешнем учебном году для учащихся 5 классов выпущены альбомы проектов (авторы Н. И. Сонин, А. А. Плешаков).

Поскольку на изучение биологии в 5 классе отводится всего один час в неделю — катастрофически мало, как считают специалисты, то большое значение для усвоения предмета имеет выполнение детьми домашних заданий.

С альбомом проектов ученик может работать дома.

Детям предлагается вырезать картинки и наклеить их на контрольный лист, распределив их по соответствующим группам. Например: «Вырежьте изображения живой и неживой природы. Распределите их в соответствующие группы и наклейте на контрольный лист»; «Рассмотрите рисунок на контрольном листе. Определите мхи, которые на нем изображены. Вырежьте изображения, названия и характеристики каждого из мхов. Наклейте карточки на контрольный лист».

albom2.png

Аналогичные задания даются по другим темам, в том числе «Папоротники и их характеристики», «Голосеменные растения», «Животные».

Выполненные задания ученик собирает в папку и представляет их в виде проекта. Для защиты проекта ученик готовит сообщение о том, какие новые знания он получил в процессе изучения этой темы, приводит собственные примеры, формулирует проблемные вопросы и отвечает на них.

По мнению Н. И. Сонина, выполнение таких заданий помогает школьнику быстрее и эффективнее усвоить материал, научиться классифицировать явления живой природы.

«Сейчас выпускается много электронных учебников, и это очень важно, но не менее существенную роль в формировании личности играет умение подростка работать руками, так как это способствует развитию мыслительной деятельности», — убежден автор.

В то же время Н. И. Сонин подчеркивает, что данные пособия не заменяют электронные носители, а дополняют их.

Пособия будут полезны не только детям-кинестетикам, которым проще усваивать информацию об окружающей реальности с помощью тактильных ощущений, но и всем учащимся 5 классов, поскольку в этом возрасте большое значение имеют наглядность, доступность изложения материала и деятельностный подход.

На этих принципах основаны альбомы проектов Н. И. Сонина и его УМК, благодаря чему эти издания востребованы и популярны на рынке учебной литературы.

Автор: Ольга Дашковская

Читайте также: