Обществознание: больше, чем предмет
Значение обществознания в контексте других учебных предметов трудно переоценить, поскольку главная задача этого курса — социализация школьника, его подготовка к жизни в обществе XXI века. В процессе изучения этого комплексного предмета дети узнают о своих правах и обязанностях, обустройстве государства, приобретают азы финансовой грамотности.
Значение обществознания в контексте других учебных предметов трудно переоценить, поскольку главная задача этого курса – социализация школьника, его подготовка к жизни в обществе XXI века. В процессе изучения этого комплексного предмета дети узнают о своих правах и обязанностях, об устройстве государства, приобретают азы финансовой грамотности.
Как должны меняться методики преподавания и учебники по обществознанию в связи с введением новых ФГОС? Появится ли в ЕГЭ по обществознанию устная часть? Какие задачи призвана решить концепция по этому предмету? На эти и другие вопросы отвечают представители объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ»: директор центра общественно-научного образования Сергей Владимирович Тырин и заведующий редакцией обществознания Валерий Анатольевич Клоков.
По статистике, обществознание – это самый массовый предмет по выбору, который сдается в формате ЕГЭ. Каждый год его сдает примерно половина всех выпускников 11-х классов. В нынешнем году эта цифра составит 59% – на 4% больше по сравнению с прошлым годом. Чем вы объясняете такую популярность?
Сергей Владимирович Тырин: Во-первых, обществознание – это синтетический курс, который включает в себя такие важные предметы, как право, экономика, социология. И понятно, что выпускники при сдаче ЕГЭ выбирают те дисциплины, которые являются профильными для специальностей, на которые они планируют поступать. Это экономика, менеджмент, юриспруденция, социология, философия. Во-вторых, этот предмет сам по себе интересен, если, конечно, он хорошо преподается. Очень многое зависит от учителя – от того, насколько он сумеет сделать процесс формирования мировоззрения ребенка позитивным. Педагог становится навигатором в море разнообразной информации.
Сейчас по многим учебным предметам уже разработаны концепции. Планируется подготовить такой же документ и по обществознанию. Ставятся ли при этом задачи переосмысления курса, изменения его содержания?
Сергей Владимирович Тырин: Известно, что именно гуманитарные дисциплины вызывают повышенный интерес и дискуссии в обществе. Неслучайно первый предмет, по которому была разработана концепция, а затем Историко-культурный стандарт – это история России. Вслед за этим разрабатываются концепции по русскому языку и литературе, по географии. Это происходит потому, что мы в свое время отказались от содержательного наполнения стандарта. Как следствие стали появляться учебники, которые по-разному структурированы, по-разному трактуют те или иные понятия, что создает определенные проблемы, особенно при переходе ученика из одной школы в другую.
В данном случае очень важно понятие консенсунса – согласования позиций по каким-то общим принципам и вопросам между различными авторами и научными школами. В обществознании, которое объединяет несколько модулей, очень много различных школ, взглядов, учений. И в школьном курсе должны быть отражены устоявшиеся точки зрения на базовые понятия и проблемы. Иными словами, главная задача концепции – построение единого образовательного пространства и выработка единых подходов к оценке качества учебников.
Валерий Анатольевич Клоков: Мы должны понимать, что школа сегодня выполняет социальный заказ, который состоит в формировании российской гражданской идентичности. Ученик, который обладает этим качеством, гордится своей историей и традициями, и в то же время он толерантен и может взаимодействовать с представителями других культур, этносов, конфессий. К сожалению, в нынешних программах для основной и старшей школы превалирует чисто утилитарный подход, отражающий знания в области политологии, экономики, социологии, а воспитательные аспекты вообще ушли на второй план. Необходимо обновлять содержание образования по обществознанию, для того чтобы в этом курсе гармонично сочетались учебные и воспитательные средства. Концепция будет способствовать успешному решению этой задачи, появлению новых программ и УМК, отражающих самые злободневные темы.
Следует ли акцентировать внимание на определенных модулях курса, например, на финансовой грамотности? Должна ли эта тема изучаться как отдельный предмет или лучше интегрировать ее в экономический раздел обществознания?
Сергей Владимирович Тырин: В курсе за 8–9, 10–11 классы есть разделы, посвященные экономическим и правовым вопросам. Но одним из недостатков курса является излишнее теоретизирование, например, по теме «Макроэкономика». Надо понимать, что мы обучаем в школе не юристов, не экономистов, а прежде всего граждан. И от глобальных проблем мы должны переходить к локальным, конкретным, которые возникают в повседневной жизни. Ученик должен понимать, что такое депозит, как открыть счет, как пользоваться картой, стоит ли ему брать кредит, ипотеку.
Поэтому курс финансовой грамотности нужен, но, может быть, не в качестве отдельного предмета в расписании, поскольку для этого недостаточно часов. Гораздо эффективнее постигать азы финансовой грамотности во внеурочное время, например, во время экскурсии в банк. Формы преподавания могут обсуждаться как раз в период создания концепции.
Валерий Анатольевич Клоков: Есть очень любопытные статистические данные о результатах ЕГЭ 2015 года по обществознанию, которые свидетельствуют о пробелах учащихся в области финансовой грамотности. Например, каждый пятый выпускник считает, что инфляция повышает покупательную способность населения, а каждый третий вообще не может объяснить термин «инфляция». В прошлом году в ЕГЭ по обществознанию включили вопросы на знание основ конституционного строя нашей страны, а также прав и свобод человека и гражданина. Это задание выполнили 58,5% выпускников. Около трети участников ЕГЭ по обществознанию не знают, что носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ; четверть участников связывают светский характер образования с многообразием форм собственности. Лишь около 58% отнесли к обязанностям гражданина уплату налогов, 65% – защиту отечества. 52% не имеют представления о том, что исполнительную власть в стране осуществляет правительство.
Из этого следует вывод: нам необходимо так сконцентрировать содержание по обществознанию, чтобы оно не было распылено на сложные теоретические аспекты, но чтобы оно давало четкое представление о ключевых, базовых вопросах жизни нашего общества.
Как должны меняться методики преподавания обществознания в связи с введением ФГОС, основой которого является системно-деятельностный подход?
Сергей Владимирович Тырин: Мало выучить теорию, надо применить полученные знания на практике. Очень важен элемент практической деятельности. Это касается таких тем, как финансовая грамотность, государственное строительство. Если ребята придут непосредственно в мэрию или в Думу, они лучше поймут, в чем суть исполнительной и законодательной власти. А заученные ими главы из учебника никогда не станут достоянием их души.
Валерий Анатольевич Клоков: Очень важным инструментом системно-деятельностного подхода является проектная деятельность. Проект может реализовывать как один школьник, так и целый коллектив. Это могут быть как краткосрочные проекты (в течение урока или четверти), так и долгосрочные, рассчитанные на год и более. Проектная деятельность позволяет включить школьников во все процессы, происходящие вокруг них.
Обществознание как никакой другой предмет дает возможность выйти за рамки класса и школы и позволяет подросткам себя проявить. У нас пока социальная самоорганизация является очень низкой. Люди редко являются инициаторами общественно значимых идей, хотя поле для этого есть везде. И важно привить интерес к преобразованию жизни с детских лет.
Часто встает вопрос о том, на каких духовных, нравственных ценностях воспитывать детей. Учителя говорят, что у нас нет общепризнанных идеалов. Есть такая проблема?
Валерий Анатольевич Клоков: Такая проблема есть, но она абсолютно надуманная. Наша национальная идея – это Конституция РФ. Там четко обозначены все позиции, на которых основано наше современное общество.
Сергей Владимирович Тырин: Нельзя забывать о том, что человечество за тысячелетия выработало моральные принципы, которых придерживаются все – от атеистов до верующих, независимо от религии. Национальная идея – это не прописные истины, не кодекс строителя коммунизма, а то, чем изо дня в день живут люди, что для них хорошо, а что плохо. Это решается не на уровне страны, а на уровне семьи. В основном семья и закладывает эти ценности. Не стоит ждать каких-то команд сверху по установлению национальной идеи, она должна овладевать людьми снизу, а не сверху. И не надо говорить о том, что у россиян какой-то особый путь. Есть общечеловеческие ценности, которым необходимо следовать в жизни, а не проповедовать только на словах.
В этом году отменили тестовую часть с выбором ответа в КИМ по обществознанию. В каком направлении должны происходить дальнейшие изменения в ЕГЭ по данному предмету с учетом практической направленности этого курса?
Валерий Анатольевич Клоков: Существующий формат ЕГЭ по обществознанию (чего нельзя сказать об истории) достаточно оптимальный, он соответствует возрастным особенностям учащихся, охватывает все основные вопросы курса и является эффективным инструментом проверки знаний. Кардинальных изменений сейчас предпринимать не нужно.
Сергей Владимирович Тырин: На мой взгляд, изменения необходимы. Жизнь меняется, дети меняются, и разработчики КИМ должны реагировать на это. Например, недавно в ЕГЭ по иностранным языкам добавилась устная часть, потому что без этого невозможно оценить знание по предметам данного цикла. А в обществознании очень важно отстаивать свои взгляды, убеждать оппонентов, и не исключено, что когда-нибудь в ЕГЭ по этой дисциплине тоже появится устная часть. Может быть, в перспективе следует изменить форму экзамена и вместо письменных ответов ввести защиту проекта.
Валерий Анатольевич Клоков: Или представить на экзамене портфолио проектов, выполненных школьником за годы учебы, как это делается за рубежом.
А в каком направлении должны меняться учебники?
Сергей Владимирович Тырин: Учебники пока отстают от жизни, они не соответствуют заданиям ОГЭ и ЕГЭ. Неслучайно учителя в 9 и 11 классах используют вместо учебников тренажеры, которые позволяют осуществлять подготовку к экзаменам. То есть парадигма образования изменилась, а форма учебников остается старой. Поэтому учебники должны меняться и обновляться. Проблема в ограничениях – ФГОС, СанПиНы. Формат бумажных учебников уже не позволяет вместить весь объем теоретического материала, а дети растут в цифровой среде, и для них привычнее общение в соцсетях, чем с книжкой. Мы стараемся сделать книгу более интересной за счет иллюстраций, поскольку текст плохо воспринимается современными подростками.
Может, эту проблему призваны решить электронные учебники, которые идут на смену полиграфическим?
Сергей Владимирович Тырин: В прошлом году Минобрнауки приняло решение о том, что электронные учебники должны стать обязательной частью УМК. Они позволяют разнообразить учебную деятельность за счет видеоматериалов и анимации. Но и это не предел. Быстро меняющаяся жизнь заставляет искать адекватные ответы на вопросы, которые ставит перед нами цивилизация. Учителя меньше подвержены инновациям, чем сами дети. Но будущее за цифровой литературой. Учебник должен быть интересным. И это на сегодня главная задача.
Валерий Анатольевич Клоков: Не совсем корректно говорить, что электронный учебник идет на смену бумажному. Учитель вправе использовать и электронные, и полиграфические издания, и так будет продолжаться в течение нескольких ближайших лет. Мы призываем всех педагогов знакомиться с электронными учебниками хотя бы в тестовом режиме, чтобы оценить, насколько они просты, удобны в обращении, как они обогащают учебный процесс. Дорогу осилит идущий!
Беседовала Ольга Дашковская