Наблюдение — метод географической науки. 5 класс. План-конспект урока
Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикум
Оборудование: учебник
Базовое содержание урока |
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) |
Ценностный компонент урока |
Творческий компонент урока |
|
Смысловые блоки содержания |
Познавательные задачи для учащихся |
|||
1. Организационно-мотивационный этап урока |
||||
Определение темы урока |
– На прошлом уроке вы познакомились с одним из способов изучения Земли – ее измерение. Сегодня нам предстоит освоить один из самых доступных способов изучения Земли – наблюдение. Какие наблюдения вам приходилось делать? |
Высказывают предположение о наблюдениях за растениями, животными |
|
|
Формулирование задач урока |
– Сегодня нам предстоит научиться правильно организовывать и проводить наблюдения, и на их основе делать выводы. |
– Фиксируют задачу. |
|
|
– Что значить организовать наблюдение? |
– Выделяют в ней составные части:
|
|||
Создание мотивационной установки |
Можно ли без подготовки провести наблюдение? |
|
Высказывают свое мнение да или нет и приводят свои аргументы |
|
2. Процессуально-содержательный этап урока |
||||
Актуализация полученных знаний |
Какие знания о методах изучения местности вы получили на уроках естествознания и окружающего мира? |
– Вспоминают и дают ответы на вопросы с.10 учебника |
|
|
Изучение нового материала 1. Наблюдение – как самый доступный способ познания мира |
Найти в тексте учебника с.10–11 аргументы иллюстрирующие описание метода наблюдений. |
– Находят и выделяют в тексте с.10 учебника необходимые данные (факты):
|
|
|
2. Метеорологические наблюдения |
Чем научные метеорологические наблюдения отличаются от бытового восприятия атмосферы? Перечислите их. |
Находят в тексте 4 позиции отличия и дают формулировку в обобщенном виде:
|
|
|
3. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом |
Построить модель гномона, описанную в «Школе географа-следопыта» и провести соответствующие действия по плану, описанные на с. 12–13 учебника |
– Изготавливают модель гномона. |
|
|
3. Этап закрепления |
||||
Закрепление
|
1.Вопросы для беседы: – Почему метод наблюдения самый древний? – Назовите отличия научного наблюдения от обывательского? – Как называется прибор для определения высоты Солнца над горизонтом? – При каком положении Солнца (высоком или низком) тени от объектов будут длиннее? |
Отвечают на вопросы.
Формулируют заслуги Эратосфена. Описывают способ Эратосфена. |
|
|
2. Тест.
|
Выбирают 1-в Сравнивают с правильными ответами (самоконтроль) |
|||
Подведение итогов |
Сегодня мы изучили один из простейших научных методов изучения Земли. Какие еще методы вы хотели бы освоить? |
– Высказывают свое пожелание об изучении картографического и космического методов |
Составьте план самостоятельного знакомства с другими методами |
|
4. Рефлексивный этап урока |
||||
Рефлексия деятельности |
– Прием «Закончи фразу» «Работа на уроке позволила мне…» |
– Заполняют предложенные листочки с началом предложения |
– Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме |
|
5. Объяснение домашнего задания |
||||
Обязательное задание |
– Найти в тексте (параграф 2 с. 10–11) ответ на вопрос: Почему автор к названию «Школа географа» добавил еще слово «следопыта»? |
– Читают текст и находят характеристики (качества) следопыта –
|
|
|
Дополнительное задание (по желанию и по выбору) |
Составь в тетради описание метода наблюдений (или любого другого), используя прием сравнения с другими методами (исторический, картографический, сравнительно-описательный, математический, космический, моделирования) |
– Изучают детскую энциклопедию (Аванта +), географические словари и Интернет-ресурсы. – Выбирают необходимый материал и составляют сообщение |
|
Подготовка и презентация сообщения на тему «Особенности …. метода географической науки» |