Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Наблюдение — метод географической науки. 5 класс. План-конспект урока

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикум

Оборудование: учебник

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

– На прошлом уроке вы познакомились с одним из способов изучения Земли – ее измерение.

Сегодня нам предстоит освоить один из самых доступных способов изучения Земли – наблюдение.

Какие наблюдения вам приходилось делать?

Высказывают предположение о наблюдениях за растениями, животными

 

 

Формулирование задач урока

– Сегодня нам предстоит научиться правильно организовывать и проводить наблюдения, и на их основе делать выводы.

– Фиксируют задачу.

 

 

– Что значить организовать наблюдение?

– Выделяют в ней составные части:

  • Подготовка к наблюдению
  • Планирование
  • Фиксация
  • Обобщение полученных данных

Создание мотивационной установки

Можно ли без подготовки провести наблюдение?

 

Высказывают свое мнение да или нет и приводят свои аргументы

 

2. Процессуально-содержательный этап урока

Актуализация полученных знаний

Какие знания о методах изучения местности вы получили на уроках естествознания и окружающего мира?

– Вспоминают и дают ответы на вопросы с.10 учебника

 

 

Изучение нового материала

1. Наблюдение – как самый доступный способ познания мира

Найти в тексте учебника с.10–11 аргументы иллюстрирующие описание метода наблюдений.

– Находят и выделяют в тексте с.10 учебника необходимые данные (факты):

  1. наблюдательность
  2. распознание увиденного.
  3. сравнение с другими
  4. выделение особенностей

 

 

2. Метеорологические наблюдения

Чем научные метеорологические наблюдения отличаются от бытового восприятия атмосферы? Перечислите их.

Находят в тексте 4 позиции отличия и дают формулировку в обобщенном виде:

  1. Активность наблюдателя и фиксация наблюдаемого
  2. Целенаправленность
  3. Планомерность
  4. Систематичность

 

 

3. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом

Построить модель гномона, описанную в «Школе географа-следопыта» и провести соответствующие действия по плану, описанные на с. 12–13 учебника

– Изготавливают модель гномона.
– Проводят необходимые действия и измерения.
– На основании проведенных несколько раз изменений в течение дня и делают выводы.

 

 

3. Этап закрепления

Закрепление

 

1.Вопросы для беседы:

– Почему метод наблюдения самый древний?

– Назовите отличия научного наблюдения от обывательского?

– Как называется прибор для определения высоты Солнца над горизонтом?

– При каком положении Солнца (высоком или низком) тени от объектов будут длиннее?

 

Отвечают на вопросы.

 

Формулируют заслуги Эратосфена.

Описывают способ Эратосфена.

 

 

 

 

2. Тест.

  1. Какой из перечисленных методов исследования был недоступен древним ученым?
    А) описательный
    Б) картографический
    В) космический
  2. Гономон – это:
    А) метеорологический инструмент
    Б) астрономический инструмент
    В) картографический инструмент
  3. Чем выше Солнце над горизонтом тем:
    А) короче тень от предметов
    Б) длиннее тем от предметов
    В) шире тень от предметов

Выбирают 1-в
2-б и 3-а и объясняют причину выбора.

Сравнивают с правильными ответами (самоконтроль)

Подведение итогов

Сегодня мы изучили один из простейших научных методов изучения Земли. Какие еще методы вы хотели бы освоить?

– Высказывают свое пожелание об изучении картографического и космического методов

Составьте план самостоятельного знакомства с другими методами

 

4. Рефлексивный этап урока

Рефлексия деятельности

– Прием «Закончи фразу»

«Работа на уроке позволила мне…»

– Заполняют предложенные листочки с началом предложения

– Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме

 

5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

– Найти в тексте (параграф 2 с. 10–11) ответ на вопрос: Почему автор к названию «Школа географа» добавил еще слово «следопыта»?
метода, например.

– Читают текст и находят характеристики (качества) следопыта –

  1. Наблюдательность
  2. Любознательность
  3. Целеустремленность
  4. Подмечают и распознают существенные свойства предметов и явлений

 

 

Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

Составь в тетради описание метода наблюдений (или любого другого), используя прием сравнения с другими методами (исторический, картографический, сравнительно-описательный, математический, космический, моделирования)

– Изучают детскую энциклопедию (Аванта +), географические словари и Интернет-ресурсы.

– Выбирают необходимый материал и составляют сообщение

 

Подготовка и презентация сообщения на тему «Особенности …. метода географической науки»

  • Наблюдение — метод географической науки. 5 класс. План-конспект урока

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться