Куклы на уроках географии (из опыта работы). 7 класс. Конспект урока
В процессе преподавания географии материков в 7 классе мы всё больше внимания уделяем страноведческой составляющей. Каждая страна — это не только особенности природы, но и самобытное население, его культура и хозяйство. Этнические особенности каждого народа, его связь с природными условиями очень хорошо прослеживаются на примере национальных костюмов жителей той или иной страны. Одежда защищает человека от холода, является составляющей религиозного ритуала, сословно-различающим, этическим, эстетическим элементом и произведением искусства. Одежда (костюм) — это часть не только материальной, но и духовной культуры разных народов, вобравшая их традиции и мировоззрение. На эволюцию одежды влияли многие факторы: климат, местные традиции и иностранные заимствования, состояние экономики и технические новшества.
Поэтому одним из видов работы на уроках географии в 7 классе является изучение национальных костюмов народов мира на примере кукол различных стран мира. При работе с куклами мы изучаем, как природные особенности территории влияют на национальную одежду народов мира. При описании костюмов учащиеся обращают внимание на различные элементы одежды: состав костюма, фасон, цвет, материал, из которого изготовлена одежда, головной убор.
Коллекция кукол в национальных костюмах собиралась мной и моими учениками в течение многих лет. На сегодняшний день в ней более ста кукол, привезённых из экскурсий по странам мира.
Самая большая часть коллекции — куклы стран Азиатско-Тихоокеанского региона, эта часть делится на три группы. Первая группа — это куклы Азии (куклы из Китая, Японии, Кореи, Таиланда, Вьетнама, Индонезии, Филиппин, Камбоджи, Индии, Непала, Иордании). Вторая группа — куклы Австралии и Океании (аборигены Австралии, куклы Гавайских островов). Третья группа — куклы Америки (куклы из Канады, США, Мексики, Панамы).
Большая группа кукол представляет народы Европы: это куклы из Швеции, Голландии, Чехии, Болгарии, Польши, Украины, Австрии, Люксембурга, Испании, Португалии, Мальты, Греции, Турции.
Особую группу представляют куклы народов стран СНГ (Россия, Украина, Молдавия, Армения, Татарстан, Осетия, Дальний Восток).
Таким образом, собранная нами коллекция кукол может использоваться при изучении стран Европы, Азии, Америки, Австралии и Океании.
С куклами можно работать на разных этапах урока — при объяснении нового материала, при закреплении и повторении уже изученного материала.
Например, изучая природные особенности Северной Америки, можно проследить различия природных условий на севере и юге, изучив кукол этого материка. В коллекции представлены эскимосы Канады, индейцы США, мексиканцы.
Задание для учащихся: из представленных кукол выбрать представителей североамериканского материка и расположить их в порядке проживания (с севера на юг). Заполнить таблицу и сделать вывод о соответствии костюма климатическим особенностям территории проживания.
Таблица. Зависимость костюма от климатических особенностей материка
Народ |
Вид одежды |
Материал |
Функция |
Признаки климата |
Климатический пояс |
Эскимосы |
Парка — теплая верхняя одежда с капюшоном |
Мех |
Защита от холода |
Холодно, много снега |
Арктический, субарктический |
Индейцы |
Рубашка и брюки |
Кожа |
Защита от неблагоприятных погодных условий |
Умеренно тепло и влажно |
Умеренный |
Мексиканцы |
Рубашка и брюки; шляпа с полями |
Ткань из хлопка, шляпа из соломы |
Защита от солнца |
Жарко, много солнца |
Тропический |
Вывод: характер одежды, материал и фасон зависят от климатических условий.
По особенностям одежды можно также сделать вывод о том, что климат на материке меняется от холодного к тёплому. А дальше остается только вспомнить, в каких климатических поясах расположена Северная Америка и выделить их главные особенности. Эту работу ученики могут проделать самостоятельно, либо с помощью учителя.
На примере кукол стран Восточной Азии можно проследить, как один вид одежды (халат) меняется в разных странах. Если поставить рядом кукол из Китая, Кореи, Японии, Вьетнама, становится заметно, что основа халата сохраняется, но в разных странах он претерпевает национальные изменения. Впервые халат появился в Китае за две тысячи лет до нашей эры. Японский костюм сложился на основе заимствованных форм китайского халата, однако в процессе его дальнейшего развития появилась самобытная культура японской одежды — кимоно. Корейский национальный костюм, ханбок, так же основан на китайской национальной одежде. Это свидетельствует о влиянии древней цивилизации Китая на развитие соседних стран.
Задание для учащихся: опишите костюмы жителей Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. Найдите и объясните сходство и различия. В каком климатическом поясе могут проживать представители этих народов? Каковы особенности этих климатов?
При сравнении кукол нанайцев и аборигенов Австралии прослеживается общность орудий охоты, а значит и общность занятий. Таким образом, можно сделать вывод, что первоначально все народы, вне зависимости от места жительства, занимались одинаковыми видами деятельности: охотой, рыболовством, собирательством.
Общность формирования европейских народов можно проследить на примере национальных костюмов жителей стран Европы. Очень похожи между собой костюмы жителей Северной, Восточной и Западной Европы. Они простые, функциональные, не содержат лишних украшений.
Задание для учащихся: опишите костюмы жителей Северной и Центральной Европы по плану, сравните и сделайте вывод об общих и различных чертах костюмов.
План характеристики костюма:
- Назовите виды одежды, из которых состоит костюм (головной убор, верхняя одежда, обувь).
- Из какого материала изготовлен костюм?
- Какую функцию выполняет данный костюм?
А вот костюмы жителей Южной Европы более яркие, красочные.
Задание для учащихся: найдите отличия между костюмами жителей Южной Европы, Северной и Центральной.
Таким образом, работая с куклами в национальных костюмах, мы делаем важный вывод: одежда помогает человеку переносить сложные погодные условия, материал для её изготовления соответствует природным особенностями территории, производится из местного сырья. Такой подход к преподаванию географии позволяет повысить познавательную активность учащихся, научить их прослеживать причинно-следственные связи в природе, одежде и занятиях населения разных стран мира.