Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

«Кто такой Чичиков?» (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»). Литература. 9 класс. Конспект урока

УМК «Литература. 9 класс» Т. Ф. Курдюмовой.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • образовательная: раскрыть многоликий образ Чичикова и определить его роль в сюжете поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
  • развивающая: развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков учащихся.
  • воспитательная: воспитание любви к русской классической литературе, сознательного отношения к языку писателя как духовной ценности, формирующей эстетическое чувство читателя.

Задачи

Шаг 1. Для того чтобы раскрыть многоликий образ главного героя поэмы Н. В. Гоголя, необходимо определить ряд задач:

  • Сопоставить Чичикова с Мефистофелем, героем трагедии Гёте «Фауст».
  • Выявить характерные черты гоголевского героя в контексте библейских мотивов.
  • Раскрыть символичный образ дороги в «сюжете жизни» Чичикова.

Шаг 2. Работа по развитию устной и письменной речи учащихся предполагает решение следующих задач:

  • Выявить и записать ключевые слова, которые являются главными как в определении образа Чичикова, так и сравнении его с Мефистофелем.
  • Аргументированно доказать своё мнение, привлекая фрагменты текстов писателей.

Шаг 3. Текст великого писателя, воспитывая читателя, заставляет задуматься над многими вопросами человеческого бытия. Для того чтобы поразмышлять над некоторыми из них, обратимся к высказываниям мыслителей о герое Гоголя и прокомментируем их в контексте духовных ценностей жизни человека.

Ход урока

В начале урока предлагается эпиграф из трагедии Гёте «Фауст»:

Я дух, всегда привыкший отрицать.
И с основаньем: ничего не надо.
Нет в мире вещи, стоящей пощады,
Творенье не годится никуда.
Итак, я то, что ваша мысль связала
С понятьем разрушенья, зла, вреда.
Вот прирождённое моё начало,
Моя среда.

Мефистофель

Слово учителя: Какие слова, на ваш взгляд, являются важными в высказывании Мефистофеля?

(Учащиеся обращают внимание на слова: «отрицанье», «разрушенья», «зло», «вред».Их обобщения сводятся к выявлению тёмной стихии, которая является органичной для героя Гоголя ).

Слово учителя: Обратимся к описанию внешности Чичикова. Обратите внимание на то, как автор описывает героя («В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.»)

(Наблюдая за тем, как описывается герой, учащиеся делают вывод, что внешность героя неопределённая. Продолжая развивать мысль, они говорят о возможности перевоплощения героя, появляются ассоциации с нечистой силой).

Слово учителя: Фамилия героя Чичиков «говорящая». Какой звукообраз создаётся данной фамилией?

(Учащиеся выходят на то, что мотив птицы, птичьего связан с фамилией героя. Герой уподобляется птице, которая покинула своё гнездо).
Слово учителя: Герой Гоголя очень щепетильно относится к своему внешнему виду. Для него пройти щёголем-гоголем очень важно. В восточнославянской традиции птица гоголь связана с чёртом, Сатаной. По словам А. М. Ремизова, «сатанинское имя Гоголя – имя птицы, под видом которой является Сатана при сотворении земли».

(Учащиеся, обращаясь к тексту поэмы, выделяют детали туалета Чичикова и обращают внимание на сходство с Мефистофелем Ср. «…надел перед зеркалом манишку, выщипал вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой»; «Смотри, как расфрантился я пестро. Из карамзина с золотою ниткой Камзол в обтяжку, на плечах накидка. На шляпе петушиное перо… »).

Слово учителя: Чичиков, подобно Мефистофелю, искушает помещиков. Когда он едет к Собакевичу, то, как отмечает автор, попадает в такую «темноту, хоть глаз выколи».

(Анализируя отрывок текста, в котором сообщается, как Чичиков по дороге к Собакевичу, сбивается с пути, учащиеся выделяют следующие детали: «сильный удар грома», «дождь», «грязь». Чичиков блуждая в стихии, оказывается странником.в «сюжете» собственной жизни).

Слово учителя: Блуждая по замкнутому кругу, Чичиков приезжает к Коробочке. В речи Коробочки промелькнул выразительный образ, с которым она сравнивает Чичикова. Кто это?

(В ответах учеников звучат слова «боров», «чёрт». Как отмечает Е. В. Амелина, «гоголевский герой сближается с боровом. Всем известна библейская притча об исцелении бесноватых Христом, когда бесы вселились в стадо свиней. Подтекст этот особенно очевиден в сопоставлении с христианской тематикой: “свеча перед образом”».)

Слово учителя: После того, как мы с вами выявили характерные черты в многоликом образе Чичикова, обратимся к высказываниям Н.В. Гоголя, Д.С. Мережковского, В. Набокова, А. Белова о герое. Сравните высказывания, выделите ключевые слова в характеристике образа героя. Какие размышления о человеке, о ценностях в жизни появились у вас?

Ср. высказывания:

«А добродетельный человек всё-таки не взят в герои, потому что лицемерно призывают добродетельного человека, потому что не уважают добродетельного человека. Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжём подлеца!» (Н. В. Гоголь)

«Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, - подлинный чёрт, подлинный провокатор жизни» (А. Белый).

«Гоголь, первый, увидел чёрта без маски,… первый понял, что лицо чёрта есть не далёкое, чуждое, странное, фантастическое, а самое реальное, лицо толпы, лицо, “как у всех”, почти наше собственное лицо в те минуты, когда мы не смеем быть сами собой и соглашаемся быть, как все» (Д.С. Мережковский).

«Да и сам Чичиков – всего лишь низко оплачиваемый агент дьявола. Пошлость, которую олицетворяет Чичиков, - одно из главных отличительных свойств дьявола, в чьё существование, надо добавить Гоголь верил куда больше, чем в существование Бога » (В. Набоков).

(Учащиеся, размышляя над высказываниями, задаются вопросами: почему человек теряет своё лицо и становится «как все»? почему Гоголь сделал героем своей поэмы «подлеца»? почему человек не идёт прямой дорогой к свету, а, на против, выбирает трудные, непроходимые пути?)

Домашнее задание: Написать сочинение в форме эссе на тему: «Кто такой Чичиков?» (размышления о прочитанном)

Использованные источники:

  • Литература. 9 кл. : учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2004.
  • Калганова Т. А. Гоголь в школе. М. : Дрофа, 2006.
  • Русские писатели. XIXвек. Биографии. М.: Дрофа, 2007.
  • «Кто такой Чичиков?» (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»). Литература. 9 класс. Конспект урока

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться