С 1 января 2015 г. электронная форма учебника (ЭФУ) введена в образовательный процесс наряду с печатной. По новым правилам в Федеральный перечень включаются только те УМК, которые имеют электронную форму. Точные требования к этому виду учебной литературы закреплены в приказе № 870 Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2016 года. Согласно данному документу, это электронное издание, которое соответствует по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и при этом снабжено мультимедийными элементами, тренажерами, интерактивными ссылками, расширяющими и дополняющими содержание учебника в зависимости от специфики того или иного предмета.

Электронная форма учебника: 10 советов по использованию

l1.png

10 ноября в Институте проблем информатики РАН прошел коллоквиум, на котором вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию объединенной издательской группы «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ» Артем Соловейчик выступил с докладом «МЕТАучебник как целостная картина мира». В самом начале своего выступления докладчик привел статистику, которая многих шокировала: 80% популярных учебников, по которым сегодня работают учителя, созданы до 1991 года. Конечно, это доработанные и во многом переработанные учебники, но не принципиально другие. Большое количество выпущенных за последние годы новых учебников школой принимаются неохотно или не массово. Возможно, в этом же и причина слабой востребованности и совсем недавно появившихся электронных учебников, которые не меняют принципиальные подходы в предоставлении содержательной информации, а лишь технологизируют их.

По словам Артема Соловейчика, в педагогическом сообществе часто обсуждают технологические, инфраструктурные и стоимостные барьеры, связанные с включением электронных учебников в образовательное пространство школы (сложность установки ЭФУ, недостаточное техническое оснащение школ), но гораздо реже обращают внимание на содержательные аспекты, которые мешают широкому внедрению электронных учебников. Возможно, ответ на непопулярность новых учебников (и печатных, и электронных) нужно искать в кардинальном переосмыслении природы учебника — его содержания, структуры и миссии. Такое переосмысление учебника или, другими словами, осмысление новых подходов продуктивного предъявления содержания образования возможно, скорее всего, в связи с широким внедрением новых технологий.

По мнению Соловейчика, главная проблема современного общего образования заключается в том, что каждый учитель стремится дать детям знания по своему предмету, и в результате такого предметоцентризма учащиеся часто не получают целостной картины мира. В этом кроется одна из причин провала российских школьников в международном исследовании PISA, задания которого носят межпредметный характер.

Выход — в создании такого учебника, который позволил бы воссоздать из усвоенных учеником фрагментов знаний собственную картину миру.

Кстати, подобный подход, в котором задачей образования является формирование собственной картины мира ученика, а не усвоение, пусть даже качественное, разрозненных знаний — в том или ином виде всегда реализуется сильными педагогами. Яркий пример сознательного построения всего образовательного процесса под эту задачу демонстрирует среди прочих такой известный педагог, как кандидат философских наук, доктор психологических наук  профессор,  создатель уникальных технологий и программ развития творческих способностей ребенка Александр Лобок. А известнейший еще с советских времен педагог, академик РАО Михаил Щетинин реализовал эту концепцию в рамках целой школы в поселке Текос Краснодарского края.

Я иду на урок: с электронным учебником или без?

Теперь же на помощь каждому учителю придут современные технологии, которые позволяют соединить на одном экране смысл (тезаурус понятий, опорные сигналы), пространство (карта мира) и время (хроника событий, конкретные даты).  Таким образом, разрозненные дидактические единицы складываются как паззл в единую картину мира. Список информационных объектов МЕТАучебника может расширяться и дополняться самим учителем, Так, изучая любую тему на уроке, можно наглядно увидеть, цепь каких событий, открытий, понятий во всех предметных областях (по всем школьным предметам) лежит в основе изучаемой темы. Например, тему Великой Отечественной войны можно и нужно изучать в сопоставлении с Первой мировой войной и даже Отечественной войной 1812 года, одновременно проследив, в каких литературных произведениях освещались эти события, какая техника использовалась во время военных действий и т.д. Информационные объекты  могут быть представлены в форме фотографий, видео, текстов. МЕТАучебник, как и любой другой, содержит контрольные задания и тренажеры.

k3.png

Участники коллоквиума восприняли идею МЕТАучебника с большим интересом, но в то же время она вызвала у них много вопросов. Например, как отнесутся к такой инновации родители учащихся, представители школьной администрации, контролирующие органы? Как устроен методический аппарат учебника? Совпадает ли преподавание по МЕТАучебнику с календарно-тематическим планированием? Получат ли дети, занимавшиеся по такому учебнику, необходимые знания, для того чтобы сдать ЕГЭ? Наконец, как вписывается идея МЕТАучебника в рамки массовой школы, и способны ли освоить это новшество рядовые педагоги?

По словам А. Соловейчика, такой учебник вполне универсален, его можно использовать не только в основной и старшей, но и в начальной школе. Также в техническом плане он не вызовет трудностей у педагогов и не потребует дорогостоящего оборудования. И самое главное — МЕТАучебник не отменяет ни одного действующего учебника, в том числе в традиционной печатной форме.

На главный вопрос: имеет ли учебник перспективы широкого внедрения — трудно ответить однозначно. Важно то, что, по свидетельству докладчика, во время презентации МЕТАучебника в школах учителя проявляли к нему интерес и спрашивали, где и когда его можно приобрести. Кстати, присутствовавшие на коллоквиуме студенты педагогического колледжа говорили о том, что МЕТАучебник имеет будущее и может быть использован не только на уроках, но и для саморазвития педагога.  

Какие же выводы сделали участники дискуссии по итогам презентации МЕТАучебника?

«Учебник в традиционном виде себя изжил, мы держимся за него только по инерции. Концепция учебника действительно нуждается в переосмыслении, — констатировал Михаил Кушнир, член правления Лиги образования. — Но под учебником я понимаю материал, который помогает ученику освоить конкретную предметную область. И, конечно, учебник  не ограничивается тем содержанием, которое в нем есть, и должен дополняться информацией из открытой  электронной среды. Учебник становится технологическим навигатором в большой информационной среде, а учитель помогает выстраивать индивидуальную образовательную траекторию каждому ребенку. Безусловно, МЕТАучебник продуктивен по сравнению с устоявшейся традиционной моделью учебника, и если он поможет изменить роль учителя и перестроить учебный процесс, то это уже будет прогресс». 

«Идея МЕТАучебника понравилась мне с точки зрения хорошо продуманной, системной технологии, — подчеркнул Александр Гиглавый, преподаватель столичного лицея информационных технологий №1533. — Каждый пиксель в таком учебнике нагружен информацией, позволяющей глубоко и всесторонне изучить ту или иную тему. Поэтому надо пробовать на практике применение этого учебника и смотреть, как он способствует творческой, инициативной деятельности ученика».

По мнению Евгения Крылова, доцента кафедры географического образования Московского института открытого образования, «этот учебник — шаг вперед, потому что с его помощью учитель может проследить разнообразие траекторий учеников и результатов их деятельности с этим массивом данных».

А Евгений Косов, профессор кафедры менеджмента Международного университета в Москве сформулировал итоговый тезис обсуждения: «Посмотрев презентацию, я окончательно убедился в том, что через 15-20 лет мы не увидим ни одного бумажного учебника в ранце школьника».

С этим выводом трудно не согласиться, а это значит, что у МЕТАучебника есть будущее.

Автор: Ольга Дашковская

Читайте также: