Из чего состоит земная кора (6 класс)
Победитель конкурса "Электронный учебник на уроке".
Разработка урока – исследования «Из чего состоит земная кора» (в условиях реализации ФГОС основного общего образования)
Автор материала: Серватинская Л.Р. учитель высшей квалификационной категории МБОУ СШ №72 г. Красноярск
Организационно-мотивационный этап.
Определение темы урока.
- Какие природные явления вы изучали на прошлом уроке? (извержение вулканов и гейзеров)
- С какими природными объектами вы познакомились? (вулканы, гейзеры)
- Элементами какой оболочки являются эти географические объекты? (литосфера)
- Что называют литосферой? (земная кора+верхняя мантия).
Рассмотренные на прошлом уроке процессы вулканизма показали, что вещества земной коры могут изменяться (превращаться из твердых в жидкие, из плотных и тяжелых в рыхлые и легкие). А знаете ли вы, из каких веществ состоит земная кора? Попробуйте сформулировать тему урока (предполагают, что тема урока «Состав земной коры»).
Создание мотивационной установки.
Для чего нам необходимы знания о составе земной коры? (высказывают предположения).
Цель урока: определить состав земной коры.
Сформулируйте основные задачи, которые нужно нам сегодня решить для достижения поставленной цели. (определить какие вещества составляют земную кору; установить, как образуются вещества земной коры).
Процессуально-содержательный этап урока.
Работа в парах.
Познакомьтесь с разнообразием веществ земной коры (коллекция горных пород и минералов).
Попробуйте распределить их по группам. Назовите признаки, на основании которых вы это сделали (цвет, вес, блеск, структура). Определите, что общего у горных пород и минералов и чем они отличаются?
Работа с учебником.
Прочитайте в учебнике пункт «Вещества земной коры» (с.41). выделите из текста определения понятий «минералы» и «горные породы». Сделайте вывод, что у них общего и в чем отличия? (Общее - это вещества земной коры. Различия – минералы состоят из отдельных элементов. А горные породы – из минералов).
Рассмотрите рисунок 21 в учебнике (с.41). Назовите минералы, из которых состоит гранит (слюда, кварц, полевой шпат). Работа в дневнике географа следопыта (с.21, №1).
Рефлексия деятельности.
Закончите фразу: определяя состав земной коры мы ……. (что делали?) выявили различия в структуре предложенных образцов горных пород.
На Земле насчитывается 2500 горных пород и минералов. Проблемный вопрос: чем можно объяснить такое многообразие? (разные условия образования веществ).
Работа в группах.
Рассаживаются по желанию, одновременно проходит физкультминутка – движение по классу. Проводят исследования в группах, используя образцы горных пород, инструктивные карточки (приложение №1), учебник с.41-43. Заполняют таблицу. Готовят выступление от группы «Описание свойств одной из горных пород». Выступление нужно начать словами «Здравствуйте, я -……».
Рефлексия содержательная.
Закончите фразу: изучение разнообразия веществ земной коры позволило нам выделить три группы горных пород: …. (магматические, осадочные, метаморфические) и сделать вывод о наличии в земной коре ……. (различных веществ).
Этап закрепления и первичной проверки.
Игра «Геологическая почта»
Распределите «геологические открытки» и «геологические посылки»по трем почтовым ящикам.
- Какие адреса будут у ваших почтовых ящиков?
- Почему магматические породы так называются? Какими физическими свойствами они обладают?
- Почему осадочные породы получили такое название? Каковы их свойства?
- Что такое метаморфизм? Как образуются метаморфические горные породы?
Объяснение домашнего задания.
Обязательное:
- Выписать из текста параграфа №8 примеры горных пород различного происхождения (оформить в виде таблицы, схемы или перечня).
- дневник географа следопыта с.22-23
По желанию:
- Задание №7 с.45 учебника.
Рефлексивный этап урока.
Прием «Острова». Расположите свой корабль у соответствующего острова (о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Воодушевления и др.). Эмоциональное состояние.