Как Вы оцениваете современное состояние исторического образования в России?

— В настоящий момент мы наблюдаем консолидацию исторического образования. Важным шагом в этом процессе было введение историко-культурного стандарта, который был создан при живом участии РВИО. С одной стороны, мы заинтересованы в увеличении учебных часов, отводимых на изучение истории. С другой стороны, прекрасно понимаем, что школьники и так сильно перегружены. Оптимальным выходом представляется активное использование внеурочного времени для изучения истории России. Это могут быть круглые столы, конференции, выездные занятия в музеях и на выставках, где школьники будут как можно больше узнавать о прошлом нашей страны. Это позволит максимально оживить процесс изучения истории.

— Мы знаем, что Российское военно-историческое общество многое делает для того, чтобы школьники увлеклись отечественной историей.

— Прежде всего, у нас есть система военно-исторических лагерей. Сюда в дни каникул приезжают школьники со всей России. Они занимаются спортом, получают навыки военного дела, слушают лекции по отечественной истории. Мы стремимся привить им желание изучать историю. Хочу отметить, что с удовольствием отдыхают в наших летних лагерях не только мальчики, но и девочки. Специально для наших лагерей мы выпускаем учебные пособия по истории России с древнейших времен и до наших дней. В этом году РВИО была выпущена книга «Военная история России», где популярным, живым, ярким языком описаны важнейшие военные события нашей страны. Книга была презентована на Общероссийском историческом собрании 22 июня 2016 года и получила высокую оценку у Президента России. В целом РВИО выступает за творческий подход к обучению детей истории. Количество часов — это важный фактор, но не единственный. Можно и другими способами развить историческое образование, а это совершенно необходимо, ведь история Отечества это в том числе и инструмент воспитания будущих граждан.


Читайте также:

— Бытует мнение, что старшеклассники скептически относятся ко многим событиям отечественной истории, они склонны не гордиться, а осуждать…

— Да, скепсис есть. Многие школьники получают сведения об истории из самых разных источников — из статей зарубежных авторов, провокационных фильмов, из воспоминаний и мемуаров. Эти источники редко бывают объективны, в их основе часто лежат личностные переживания, оценочные суждения. Необходимо, чтобы в основу исторического знания ложились данные объективных научных источников, а не личные переживания людей, подчас не имеющих к исторической науке никакого отношения.

— Но ведь частные точки зрения на историю — мемуары, воспоминания, письма — тоже являются историческими документами, к тому же подчас они звучат гораздо более интересно и привлекательно, чем параграфы учебника. Их же нельзя исключить из учебного процесса?

— Документы личного свойства идеальны в качестве дополнительных материалов при изучении истории. Скажем, при изучении Великой Отечественной войны совершенно необходимы такие источники, как письма Зои Космодемьянской или Василия Клочкова, выкладки из дневников К. Симонова. Они оживляют историю, придают ей эмоциональную окраску. Учитель должен уметь разбираться в таких источниках, давать их в контексте времени и обстоятельств. Даже из таких источников, как письма и мемуары, ученик должен получать разные точки зрения и составлять целостную картину. В общем, мы должны руководствоваться принципом историзма: при использовании любых материалов учитываем конкретно-историческую обстановку соответствующей эпохи. Конечно, воспоминания человека, прошедшего ГУЛАГ, будут пронизаны обидой, и это понятно. Но если уж мы говорим о репрессиях, например, тридцатых годов, то должны говорить и об экономических успехах, и о героическом освоении севера. Нет ничего плохого в том, чтобы иметь собственную точку зрения, но прежде чем занимать радикальную позицию, изучите как следует вопрос со всех сторон, ознакомьтесь с фактами.

р1.jpg

— А как быть со школьниками, которые привыкли по всем вопросам обращаться к Интернету? Их за книги усадить не так просто.

— Мы идем в ногу со временем, работаем во всех информационных каналах. Например, мы в РВИО создали информационный портал «История.РФ», который сейчас достаточно активно посещаем молодежью. На портале регулярно размещаются интересные исторические материалы, лекции. В блогах ведутся дискуссии на исторические темы, причем здесь недостаточно высказать точку зрения: «Я не читал, но не согласен». Тут требуется приводить аргументы, доказательства — одними оценочными суждениями не обойтись. Наш портал понравится прежде всего школьникам, которые уже заинтересовались историей и готовы глубоко погружаться в предмет. А для любителей компьютерных игр у нас, к примеру, есть игра «Илья Муромец», названная в честь знаменитого российского четырехмоторного бомбардировщика времен Первой мировой войны. В обычных стрелялках нашим детям все равно, за кого играть — за немцев, американцев или русских. Мы призываем их узнать о достижения российской армии, показываем, что играть за наших — это почетно. Хорошо мотивируют школьников конкурсы. При участии РВИО был проведен медиа- и интернет-проект «100 великих полководцев России», телепроект «Читаем Карамзина». Мы задействуем медиаканалы и выбираем доступную интерактивную форму, чтобы привлечь интерес молодежи к отечественной истории. Отдельная тема — исторические выставки. В 2015 году многих учащихся привлекла выставка «Помни: мир освободил советский солдат» в Манеже. В том же году была организована выставка «Советский Нюрнберг» — о процессах над нацистскими военными преступниками, которые проводились в нашей стране. Дети приходили целыми школами, и, не скрою, многих материалы выставки шокировали. Школьники были потрясены тем, какие зверства творили фашисты на нашей земле, и в то же время сознавали, что возмездие за все злодеяния неизбежно. И все это — не домыслы, а реальные исторические факты.

— В истории России есть множество спорных моментов. Историко-культурным стандартом предусматривается выбор единственной правильной версии или возможны разные подходы?

— Конечно, единого взгляда на все события отечественной истории быть не может. Высказывая те или иные версии, важно указывать, что это всего лишь версии. Скажем, и «норманнская», и «антинорманнская» теории возникновения Руси в равной степени имеют право на существование, и обе они могут быть изложены в учебнике. Но есть ряд основных фактов, у которых не может быть версий и двояких толкований. Каждый школьник должен твердо знать, кто выступил агрессором во Второй мировой войне и кто внес решающий вклад в победу над фашистской Германией. В настоящий момент Верховная рада Украины принимает декларацию по поводу общей ответственности Германии и СССР за развязывание Второй мировой войны — на мой взгляд, подобная трактовка исторических фактов совершенно недопустима.

— Как бы Вы посоветовали учителям истории рассказывать о таких сложных, двояко трактуемых моментах?

— В настоящий момент Российское историческое общество вместе с ведущими академическими институтами планирует выпуск методического пособия для учителей истории по сложным вопросам российской истории. Таких вопросов можно найти множество, но ученые сосредоточились на основных, — их около двадцати, и педагог должен принимать во внимание все возможные версии. Однако, что касается разных точек зрения на события отечественной истории, я считаю, что в средней школе важно дать ученикам базу — основные факты и сюжетные линии, а с версиями я советовал бы разбираться в старшей школе и в вузе.

р2.jpg

— Через год исполнится сто лет со дня Октябрьской революции — одного из таких вот спорных моментов истории…

— Правильно говорить — Великой российской революции, сейчас у нас принят такой официальный термин. Рассматривать события 1917 года следует в комплексе — от февраля к октябрю. Великая российская революция — это важнейшее событие XX века не только для нашей страны. Оно изменило мир, оказало огромное влияние на мировой прогресс. Наша задача сегодня — найти ответ на вопрос: куда мы идем, к чему стремимся? Мы должны осознать нашу личную ответственность за ход истории нашей страны. При этом раскол общества — событие всегда трагическое. Революция показала нам, насколько необходима государству ответственная и сильная государственная власть — я подчеркну, не только сильная, но и ответственная, вовремя отвечающая на вызов. В начале 1917 года такой власти у нас не было. Самое главное. На мой взгляд, нам нужно прекратить делить предков на однозначно правых и виноватых. Ведь многие «белые» и многие «красные» в конечном счете думали о благе страны, просто они по-разному понимали, каким путем прийти к процветанию Родины. Я не готов оправдывать только тех участников событий, у которых руки по локоть в крови — таким персонажам нет прощения. Но ведь были и очень достойные люди, настоящие герои, среди как «белых», так и «красных». Мы с весны прошлого года готовимся, чтобы достойно отметить эту годовщину, и начали мы с круглого стола, на котором (как мне показалось) нам удалось преодолеть крайние, радикальные точки зрения на это историческое событие. РВИО выступает за то, чтобы примирить наших граждан, найти взаимопонимание между «белой» и «красной» точками зрения. Мы также выступили с инициативой, чтобы в 2017 году в Крыму (откуда происходил исход белой армии) был поставлен памятник Примирения — уже объявлен конкурс на архитектурно-идеологическое решение памятника. Мы будем рассматривать все предложения. При РВИО создан творческий совет под руководством Андрона Кончаловского.

Смотреть каталог продукции по истории России

— По Вашему мнению, легко ли сейчас помирить сторонников разных точек зрения о революции?

— Конечно, это сложно: коммунисты истово отстаивают свои позиции, для других красной чертой является убийство царской семьи и красный террор. Однако консенсус необходим, и мы не первые, кому предстоит к нему прийти. В конце концов, и Великая французская революция была страшным, кровавым, но тем не менее важнейшим событием для истории Франции. Была гражданская война в Испании, последствия которой удалось пережить через простую идею: «Мы все были испанцами». Так же и мы должны сказать: мы все были россиянами, мы думали о благе страны. Пришло время собирать камни. Делать акценты на сходствах во мнении, а не на различиях. И излагать историю Великой российской революции в школах нужно с таких позиций. Во-первых, рассматривать историю XX века с позиции преемственности: от Российской империи, через СССР, к нашей Российской Федерации. Во-вторых, подвергнуть осуждению идеологии террора: террор не приводит ни к чему, кроме как к трагедии и более глубокому расколу общества. В-третьих, опыт Великой российской революции показывает ошибочность ставки на поддержку из-за рубежа. Помощь Запада белому движению, например, только удлинила сроки гражданской войны, ужесточила противников и сделала войну более кровопролитной. Наконец, стоит уяснить еще один урок: политическая и культурная элита страны (независимо от партийной принадлежности) в трагические годы военного лихолетья, в периоды столкновения с внешним врагом всегда обязана быть не просто патриотичной, но и поддерживать свое правительство. В противном случае лучшие умы государства становятся заложниками чужих интересов. Вспомним хотя бы российских социал-демократов времен революции или оппозицию к власти со стороны Милюкова, Гучкова, Керенского.

— Мы ведь не можем доказать, чем именно руководствовались политические деятели – возможно, именно патриотизм заставлял их принимать те или иные решения?

— Вопрос тут не в доказательстве, а в образе мысли. Когда наступают сложные времена, не либеральные, а государственные ценности должны стоять в основе каждого политического решения. Иначе мы просто не соберем страну. Это мой личный взгляд.

р4.jpg

— Поговорим о совместном проекте РВИО и издательства «Дрофа-Вентана». Известно, что вы готовите конкурс методических разработок среди учителей истории.

— Да, совсем недавно был дан старт конкурсу. С 17 октября 2016 года по 28 февраля 2017 года любой учитель, преподающий курс истории России в 6–11 классах, из любого региона России может создать и прислать в издательство «Дрофа-Вентана» методическую разработку по теме «100-летие Великой российской революции 1917 года». Разработка возможна как для урочной, так и для внеурочной деятельности. До февраля 2017 года издательство собирает работы педагогов, затем эксперты РВИО выступят в роли консультантов и членов жюри. Итог конкурса будет подведен в апреле 2017 года, в День учителя истории на Всероссийском педагогическом марафоне в Москве.

Все подробности о конкурсе можно узнать на сайте hist.drofa-ventana.ru

— Как эксперт конкурса, какие цели и задачи в рамках этого конкурса Вы считаете первостепенными?

— В первую очередь наш конкурс — это реальная возможность повысить качество исторического образования. В последние годы на уроках истории много говорилось о трагичности произошедших сто лет назад событий. А было бы неплохо, если бы, кроме всего прочего, в рамках методических разработок были отмечены успехи русской армии в Первой мировой войне, или другие забытые сюжеты. Во-вторых, это признание успехов наших учителей. Опыт показывает, что многие учителя из регионов России создают отличные разработки, но о них почти никому не известно. Роль учителя в историческом образовании чрезвычайно велика, поэтому активных, увлеченных, творческих педагогов необходимо поощрять, отмечая их заслуги. Наконец, в рамках конкурса будет происходить обмен опытом, так необходимый нашим педагогам. Наш конкурс – это возможность «сверить часы» и узнать, чем живут ваши коллеги из других областей страны. Отмечу еще, что в рамках таких вот конкурсов, как правило, и происходит переосмысление исторических событий в соответствии с современными реалиями. Не исключено, что на основе наиболее удачных методических разработок мы сможем написать новую главу учебника отечественной истории.

р5.jpg

— Дайте, пожалуйста, совет педагогам, которые захотят принять участие в конкурсе. На что им следует обратить внимание при создании методической разработки?

— Прежде всего, я рекомендую не выбирать одну популярную версию трактовки событий, а собрать все версии воедино и постараться осмыслить их по-новому. Думаю, для педагога будет оптимальным решением занять позицию, которая не позволит встать на ту или иную сторону конфликта. Помните: мы собираем камни, мы примиряем общество. А потому было бы, наконец, замечательным, чтобы авторы разработок затронули вопрос о необходимости единства российской нации. Совсем недавно В. В. Путин поддержал инициативу объявить 2017 год Годом единства российской нации.

— Расскажите, как проходит сотрудничество РВИО с издательством «Дрофа-Вентана» в обычном режиме, вне памятных дат.

— Мы заинтересованы в том, чтобы в учебниках и атласах по истории России было как можно меньше неточностей, поэтому с радостью выступаем в роли экспертов. Летом 2016 года наши сотрудники провели рецензию атласов и контурных карт по истории России, выпускаемых издательской группы «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ». Отрадно, что нам удалось наладить взаимодействие. Уровень этих пособий мы нашли достаточно высоким: издательство сочетает в них достоверность материалов и живую, интересную форму подачи. По итогам экспертизы были внесены небольшие уточнения, которые сделали атласы еще более достоверными. Кстати, хороший атлас тоже может быть источником мотивации к изучению истории! У меня самого в детстве интерес к истории начался с рассматривания подробного исторического атласа. И  хотя карта сама по себе является беспристрастным предметом, но правильно подобранные карты способны вызвать у детей и гордость за предков, и патриотизм.  В ближайшее время мы планируем отрецензировать и линейки учебников по истории России объединенной издательской группы «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ».

— Какими, на Ваш взгляд, должны быть сейчас учебники по истории России?

— Школьный учебник должен быть написан живым и ярким языком, но без ущерба для содержания: все основные исторические факты должны быть описаны. Также учебная книга по истории России должна быть хорошо проиллюстрирована. Но самое главное — это, безусловно, содержание. Ведь школьные учебники истории должны не только просвещать, но и способствовать формированию единой гражданской российской нации, включающей все этническое и конфессиональное разнообразие нашей страны. Общеизвестно, что нации не могут существовать без представления об общем прошлом, о том, что все мы и наши предки пережили, какой путь прошли. К сожалению, некоторые учебники по истории России сегодня вызывают серьезные вопросы – особенно учебники по региональной истории. Недавно по просьбе ФАДН (Федеральное агентство по делам национальности) эксперты РВИО совместно с Минобром и Минкультом проводили экспертизу нескольких линеек региональных учебников: Брянской, Смоленской, Ленинградской и других областей. Многие учебники мы читали с увлечением, погружаясь в историю края. А вот в одном учебном пособии нам встретилось указание на то, что Великое княжество Литовское должно отождествляться у смолян с исторической прародиной, а московитам, захватившим эти земли, чуть ли не отказано в праве считаться русскими людьми. Вот что получается, когда учебник по отечественной истории пишется в отрыве от общегосударственных интересов. Уверен, что учебники объединенной издательской группы «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ» покажут высокий уровень и внимание ко всем важнейшим нюансам.

Фотография: РИА Новости