Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Исключительный русский. 11 класс. Программа элективного курса

Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов при подготовке к ЕГЭ. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ.

Содержание программы:

  • Языковые нормы
  • Грамматические нормы
  • Орфографические и пунктуационные нормы
  • Текст: структура, языковое оформление
  • Изобразительно-выразительные средства языка

Автор: Зинченко Наталья Александровна, МКОУ «Тундутовская СОШ», Р.Калмыкия,с. Тундутово.

Предмет:русский язык

Класс: 11

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 11 класса «Исключительный русский» (Подготовка к ЕГЭ)

Записка

Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов при подготовки в ЕГЭ. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ.

Цели курса:

освоение учащимися 11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы.

Задачи курса:

  • совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю)

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.

Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.

Последовательность освоения содержания. предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.

Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).

Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-10 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.

Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:

  • умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
  • умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
  • умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
  • умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).

Содержание программы

Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения).

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Интонационная норма. Нормы согласования. Нормы управления. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия.Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Обобщающее повторение.

Календарно-тематическое планирование

занят.

Дата

провед.

Тема занятия

к-во

час.

форма занятия

11 класс – 34 часа

1

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.

1

лекция

2

Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

1

работа с тестами

А1

3

Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

1

работа с тестами

А1

4

Многообразие лексики русского языка. Фразеология.

Речевые ошибки на лексическом уровне.

1

5

Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора)

1

практикум

А2, А11

6

Тропы. Умение находить их в тексте.

1

работа с тестами

В1

7

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

1

работа с тестами

В1

8

Правила образования форм слов разных частей речи.

1

практикум

А3

9

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

1

исслед.работа

А10, В2

10-11

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

2

самост.работа

А10

12-13

Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.

2

практикум

А12

14-15

Правописание корней и приставок.

2

практикум

А13, А14

16-17

Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени.

2

исслед.работа

А15

18

Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме –Н- и –НН-).

1

тренинг

А16

19

Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

1

работа с тестами

А17

20-21

Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов.

1

исслед.работа

А18

22-23

Самостоятельная работа по проверке навыков орфографической грамотности.

2

самост.работа

24

Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение.

1

тренинг

А5, В3

25

Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая основа предложения.

1

практикум

А8

26

Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения.

1

практикум

А9, В4

27

Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом)

1

тренинг

А5

28

Нормы управления. Построение предложений с однородными членами.

1

практикум

А5, А19, А20

29

Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота.

1

практикум

А4

30

Синтаксическая синонимия.

1

самост.работа

А26

31

Знаки препинания в простом предложении.

2

работа с тестами

А19,А20, А22

В5, В6

32

Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях

1

практикум

А23, А24

33

Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях

1

практикум

А25

34

Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26, В1-В7 (с само- и взаимопроверкой по окончании работы)

1

Литература для учителя

  1. Методическое пособие, изд. «Дрофа», серия «ЕГЭ. Практикум».
  2. Методическое пособие Подготовка к ЕГЭ. изд. «Дрофа»
  3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
  4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.

Литература для учащихся

  1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним.
  2. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др. изд. «Дрофа»
  3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания». изд. «Дрофа»

Учебно – методическое обеспечение

  1. Таблицы
  2. Видеопрезентации
  3. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы
  • Исключительный русский. 11 класс. Программа элективного курса

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться