Сценарий праздника «Ишь ты, Масленица!»
Методическая разработка "Ишь ты, Масленица" представляет собой игру по станциям, На каждой станции дети знакомятся с одним из дней праздника и выполняют задания.
Цель мероприятия: знакомство с традициями и обычаями народных праздников, традицией празднования Масленицы.
Задачи мероприятия:
- расширить познавательные интересы и любовь к культурным ценностям.
- развить творческие способности.
- сформировать интерес к русской кухне.
- создать эмоциональный настрой и умение работать в коллективе.
Формы организации деятельности детей: игра по станциям
Возраст: 5-6 классы
Примечание:
- количество детей в каждой команде желательно 2 или 4 человека;
- на станциях могут стоять как учителя, так и дети старших классов;
- прохождение станций можно осуществлять с задержкой в 5-7 минут, а можно одновременно (одна группа начнет с 1 станции, вторая начнет с 2 станции и 1 станцией закончит, третья группа начнет с 3 станции и закончит 2, и так далее).
Ход мероприятия
- Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами узнаем кое-что новое и интересное для себя. А что именно, вы догадаетесь сами, но чуть позже. Для начала я предлагаю вам посмотреть один мультфильм, после которого вы сможете ответить на мои вопросы.
(Просмотр армянского мультфильма «Ишь ты, масленица»).
- Мы просмотрели с вами мультфильм, и сейчас я задам вам несколько вопросов.
1. Как вы думаете, о чем этот мультфильм? (О жадности, о том, что жадные люди будут наказаны, о находчивости добрых людей, которых обижают, и в итоге добро побеждает зло);
2. Скажите, а почему мальчику удалось обмануть сторожа? (Потому что сторож не знал, кто такой Масленица);
3. Почему жадный человек не смог догнать мальчика? (мальчик обхитрил его);
4. Помните, есть в мультфильме такая фраза: «А что у нас на носу?» (Масленица).
5. Значит, чему будет посвящена сегодняшняя наша встреча? (Масленице).
Учитель раскрывает доску, на центральной части написано «Масленица», а на боковых створках висят плакаты с изображением народных забав и гуляний в Масленицу.
- Сейчас у нас идет Масленичная неделя, с окончанием которой начинается Великий пост. Также Масленица примечательна тем, что знаменует собой окончание зимы и наступление весны, поэтому этот праздник одинаково важен для людей всех возрастов: и для взрослых, и для молодых. Я не буду углубляться в традиции и особенности этого праздника, потому что они вам наверняка знакомы, а если нет, то сегодня и узнаете в нашей игре.
- Сейчас мы с вами разделимся на группы, и каждая команда получит свой путеводитель по Масленичной неделе. Вы сможете побывать в каждом из дней и узнать, чем он примечателен. Когда пройдете все испытания, то мы снова соберемся здесь вместе.
(Дети делятся на группы. Каждой команде выдаётся путеводитель с указанием мест, где располагаются станции. Приложение 1).
- Помните, что вы должны быть внимательны и аккуратны, потому что на каждой станции будете получать небольшие жетончики – «блинчики». Та команда, которая принесёт в конце игры больше всех «блинчиков», значит, они знают о Масленице больше. Вот и узнаем, кто достоин звания «Знаток Масленицы!»
1. Станция «Как встречают масленицу?»
- На Масленице самым главным угощением являются блины.Как вы думаете, а почему пекут именно их? (Потому что блины являются символом солнца и тепла). Чтобы каждый из вас смог унести домой свой кусочек тепла, мы сделаем с вами небольшую поделку «Солнышко».
(Дети делают поделки из предложенных заготовок.)
- Вы все большие молодцы! Теперь у всех есть с собой маленькое солнышко!
(На этой станции все ребята, выполнившие задание, получают по жетону. Приложение 2).
2.Станция «Заигрыши»
- Этот день Масленицы примечателен тем, что есть хороший повод поиграть. Мы с вами тоже сейчас поиграем. Для этого необходимо разделиться на две команды, занять свои позиции по обе стороны этой линии и начать перебрасывать на противоположную сторону снежки. Когда я скажу «Стоп!», мы перестаём кидать снежки и считаем, на чьей стороне их больше. У кого больше, тот, к сожалению, проиграл.
(На полу начерчен прямоугольник, который разделен пополам. Дети занимают свои места, каждый на своей половине. В качестве «снежков» им предлагаются скомканные листы бумаги в одинаковом количестве. Засекается три минуты. За этот промежуток времени они начинают перекидывать снежки на сторону противника. По истечению времени производится подсчет «снежков»).
- Я думаю, что вы не должны расстраиваться, если не победили. Это была ваша проверка на скорость и внимание!
(На этой станции жетоны получают все, кто участвовал).
3.Станция «Лакомка».
- В этот день принято угощаться блинами. Я предлагаю вашему вниманию пословицы и поговорки, связанные с Масленицей. Если вы их узнаете, это хорошо, а если нет, то, как раз есть способ познакомиться. Перед собой вы видите пословицы. Вам необходимо восстановить правильное продолжение к каждой пословице.
Пословицы и поговорки для задания.
-
Без блинов – не Масленица.
-
Блины - солнцу родственники.
-
Была у двора Масленица, а в дом не зашла.
-
Как на масленой неделе в потолок блины летели.
-
Масленица без блинов, как именины без пирогов.
-
Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
-
Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков
-
На горах покататься, в блинах поваляться.
-
Не житье-бытье, а Масленица.
- После Масленицы - Великий Пост, а за Страстною - Пасха.
(Фразы разрезаются пополам, и детям необходимо подобрать продолжение).
(Сколько правильно собранных пословиц, столько и жетонов. Приложение 3).
4.Станция «Разгул».
- Этот день Масленицы тоже славился своими играми и состязаниями. Мы с вами поиграем в одну из забав под названием «Петушиные бои». Два участника становятся в круг, убирают руки за спину, и, прыгая на одной ноге, пытаются плечом вытолкнуть другого.
(На полу заранее рисуется небольшой круг).
(Жетоны получают все, кто участвовал)
5.Станция «Тёщины вечёрки».
- Как правило, в этот день тёща приходила в гости к своему зятю на блины. И какие же вечёрки без песен? Мы предлагаем вам вспомнить и назвать (а может и даже спеть), песни, где встречаются слова «весна» и «солнце».
(получают столько жетонов, сколько смогли назвать песен).
6.Станция «Золовкины посиделки».
- В этот день на Масленице молодые невестки приглашали в гости к себе сестер мужа – золовок с родственниками. И, конечно, в этот вечер тоже необходимо было во что-то поиграть. Я предлагаю вашему вниманию викторину.
Вопросы викторины:
-
Что является основными атрибутами Масленицы?(блины, чучело Масленицы, забавы);
-
Как на Руси называли Масленицу? (блиноеда, объедуха, жироеда, обируха, обмануха);
-
Какие продукты употреблялись на Масленицу? (сыр, масло, сметана, яйца, блины, выпечка);
-
Как называются уменьшенные блины? (оладьи);
-
Сколько времени длится Масленица? (семь дней);
-
Что здесь лишнее? (мука, вода, перец, яйцо, соль, сахар, горох, подсолнечное масло, макароны);
-
Почему людям не жалко было сжигать Масленицу? (она забирает с собой все плохое, и чтобы это плохое не вернулось, её надо сжечь).
-
Закончите фразу:
-.Не все коту – (Масленица)
- Первый блин – (комом)
- Кашу маслом – (не испортишь)
(Жетоны получают за каждый верный ответ. Приложение 4).
7. Станция«Проводы Масленицы».
- В этот день устраивались гуляния, где главным событием дня становилось сжигание чучела. Сейчас мы предлагаем каждому из вас нарисовать свою Масленицу, которую вы потом заберёте с собой.
(Жетоны получают все, кто рисовал рисунок).
После того, как ребята прошли все станции, все снова собираются в классе.
- А сейчас мы узнаем, кто же проявил свои способности и знает о Масленице почти все!
(Происходит подсчет жетонов).
- Команда-победитель получает медали с надписью «Знаток Масленицы». Молодцы все, кто принял участие в нашем празднике. Я надеюсь, что вы сегодня узнали много нового и обязательно блеснете своими знаниями в дальнейшем!
(Медали необходимо подготовить заранее, для этого достаточно распечатать их и вырезать. Приложение 5).
- Но не стоит остальным расстраиваться, потому что самое интересное нас ждет впереди! Это праздничное чаепитие с блинами!
(За то время, пока дети ходили по станциям, можно подготовить стол к чаепитию)