Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Графические образы задач с параметрами на Дне учителя математики

Не секрет, что учителя математики не слишком любят задачи с параметрами, поэтому выступление народного учителя, полного кавалера ордена «За заслуги», автора учебников Михаила Семеновича Якира 3 апреля 2016 года на XV Всероссийском педагогическом марафоне учебных предметов вызвало у публики живой интерес. Такой тип задач, представляющих целую отрасль элементарной математики, появился в экзамене давно и, по мнению Якира, играет огромную роль.

– Сложно найти задачу с таким же глубоким диагностическим уровнем, – подчеркнул спикер. – Тут моментально проверяется и уровень математической культуры, и способность совершать различные математические действия. Наверное, некоторые из вас относятся к ним осторожно: задачи требуют большой технической работы. Долго анализировать, рассматривать все случаи, решение надо аккуратно записать, не забыть включить все в ответ.

Однако, оказывается, есть и другой способ решения!

– Мы хотим подарить ученику идею. Она может совпасть или не совпасть с задумкой автора задачи, но раскрыть его замысел, скорее всего, получится.
Как рождаются задачи с параметрами? Авторы учебников рисуют графический образ и переводят в задачу. И чтобы задача не была нудной, мучительной и долгой, нужно начать с раскрытия этого графического образа. Если мы представим себе ту же картину, что представляли авторы, то задача решится очень просто, – уверил собравшихся Михаил Семенович.

Перейдя к решению задач, эксперт доказал: в каждом уравнении скрывается рисунок на оси координат: окружность, или парабола с пересекающей ее прямой, или пара прямых. Есть «слепые зоны», точки пересечения и другие вполне зримые объекты. Стоит только изобразить чертеж – и аналитическая часть тут же всплывает на поверхность.

Полтора часа учителя учились (или вспоминали), как «ловить» графический образ. Постепенно появились термины: «задача на уголок», «задача на окружность», «семейство парабол», «семейство полуокружностей». Все бы ничего, но многие учителя с сомнением пожимали плечами: это нам сравнительно понятно, самому автору УМК просто – а дети? У них может и не быть такого развитого пространственного мышления.

– Мы с вами те, кто каждый день стоит у доски, поэтому должны понимать: если ученики не будут обладать графической культурой и не научатся строить графики, эти графические приемы никоим образом не будут реализованы. Но раз уж мы проходим задачи с параметрами, то хотя бы покажите детям, как при помощи графиков решать их просто. Подарите им идею! – завершил свое выступление Михаил Семенович.

Никто из слушателей не задавал вопросов из зала – зато после окончания лекции спикера обступили плотным кольцом. Докладчик, кажется, был этому даже рад:

– Я никуда не спешу, давайте все обсудим, – и добавил: Вы – замечательные слушатели! 

«Марафон-2016» / Расписание дней


Поделиться в социальных сетях:
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться