География — одна из наук о планете Земля. 5 класс. План-конспект урока
Тип учебного занятия по дидактической цели - Вводный урок.
Оборудование: учебник, примеры источников географической информации, мультфильм «Кто раскрасил море?», заготовка для рефлексии «Острова».
Базовое содержание урока |
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) |
Ценностный компонент урока |
Творческий компонент урока |
||
Смысловые блоки содержания |
Познавательные задачи для учащихся |
||||
1. Организационно-мотивационный этап урока |
|||||
Определение темы урока |
– Какие науки вы изучали в начальной школе? – Какой школьный предмет изучает природу? – Какие еще науки изучающие природу вы знаете? |
– Называют различные науки из курса начальной школы. – Называют окружающий мир. – Называют естественные науки. – Дети должны вспомнить и назвать науки о природе. |
|
|
|
Формулирование задач урока |
– Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке? |
– Называют основные понятия урока в рамке на стр. 5 (география, географические объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка) |
|
|
|
Создание мотивационной установки |
Просмотреть мультфильм «Кто раскрасил море» и сделать вывод о том, в чем причина неправильного поведения школьника? Как ее можно устранить? |
Знакомятся с содержанием мультфильма и называют в качестве основной причины – незнание географии, которую нужно изучать. |
Значимость географических знаний для современного человека. |
|
|
2. Процессуально-содержательный этап урока |
|||||
Что изучает географическая наука? |
Определить, что является предметом изучения географической науки? |
– Поиск необходимой информации на стр. 5–6 учебника. – Работа с рисунком № 1 с. 6 (Разнообразие географических объектов) |
|
Приводить примеры географических объектов на территории Хабаровского края, России, мира (заполнить таблицу на доске). |
|
Для чего изучают Землю? |
Привести примеры, подтверждающие значимость географии для определенных профессий. Какими материалами (географическими продуктами) они пользуются? – Какие географические объекты известны любому жителю планеты? – Почему об этих объектах знают все жители Земли? |
– Называют описание объектов, объяснение причин, прогнозирование и предупреждение о событиях, последствиях изменений и т.д. – Перечисляют названия памятников природы и подходят к обобщению – Выходят на формулировку понятия памятники Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО |
Необходимость сохранения природного наследия для потомков. |
|
|
Как изучают Землю? |
Назвать, известные способы изучения объектов? Какие из них может использовать география? |
– Называют: наблюдение, описание, сравнение, анализ, изучение во времени |
|
|
|
С помощью чего изучают Землю? |
Привести доказательства утверждению «Учебник географии для школьника – это основной источник получения географических знаний». Изучить оглавление учебника и познакомиться со структурой и содержанием основных разделов учебника и аппаратом ориентировки в нем. Привести примеры других известных вам источников географической информации |
– Читают вводную статью «Как построен учебник» и приводят аргументы: дано описание географических объектов и явлений, объясняются причины изменений их во времени – Знакомятся с учебником. – Отвечают на вопросы учителя. Например, В каком параграфе и на какой странице мы найдем ответ на вопросы:
– Называют карты, книги, дневники путешествий, энциклопедии, космические снимки, фильмы, газеты, передачи и др. |
|
|
|
3. Этап закрепления |
|||||
Закрепление |
1. Вопросы для беседы: – Что означает слово география? – Что изучает географии? – Для чего изучает география? – Как изучает география? – С помощью чего изучает география? – С чем или с кем вы связываете географию? – Что вы знаете о географии? – Что бы вы хотели узнать, изучая географию? – Какие книги и журналы географического содержания вы читали? – Какие телепередачи и кинофильмы географического содержания вы видели? |
Отвечают на вопросы. – Формулируют существенные признаки (ключевые) определения |
|
|
|
|
2. Тест 1) Название «география» в переводе с греческого означает: А) землеведение 2) Научные представления о природе Земли можно получить с помощью А) сборника стихов о природе 3) Какой объект не являются географическим? А) Луна |
Выбирают 1 – в, 2 – б и 3-а и объясняют причину выбора. Сравнивают с правильными ответами (самоконтроль) |
|
|
|
Подведение итогов |
– Герой комедии Д.И. Фонвизина «недоросль» Митрофанушка говорит своему учителю: «зачем мне география? Куда надо, меня извозчик довезет». А какое ваше мнение? Нужны ли современному человеку географические знания и для чего? |
– Высказывает свое мнение. |
|
Мини-эссе (5 предложений) |
|
4. Рефлексивный этап урока |
|||||
Рефлексия деятельности |
– Прием «Острова». На карте с изображением островов со следующими названиями о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Удовольствия, о. Воодушевления, о. Наслаждения прикрепить или нарисовать (на листе ватмана на парте или на доске) свой корабль в соответствующем разделе карты, который отражает Ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние. Прим. Можно нарисовать новый остров со своим названием, если его нет на карте и даже изобразить Бермудский треугольник. |
Располагают свои подписанные каравеллы на заготовке карты (на магнитной доске, ватмане или др.) |
– Анализ своего эмоционального состояния. |
|
|
5. Объяснение домашнего задания |
|||||
Обязательное задание |
– Найти в тексте (параграф 1 с. 5) и выписать в словарик определения: 1) географический объект, 2) географические процессы и явления, 3) географическая оболочка. |
|
|
|
|
|
– Сравнить в тексте статьи (параграф 1 с. 7) количество объектов ЮНЕСКО в 1978 г. и в 2011г. сделайте вывод: во сколько раз увеличился показатель? |
|
|
|
|
Дополнительное задание (по выбору) |
Задание № 6 стр.10 (по желанию) |
Составить перечень географических объектов своей местности |
|
|
|
|
Мини - сочинение |
Продолжить первое предложение, характеризующее вашу позицию и ее аргументацию. |
Я думаю, что новые географические исследования на нашей планете необходимы, так как… |
|
|
|
Социологический опрос |
- Выясните, в чем заключается роль географической науки в жизни общества. Спросите об этом своих родных и близких. Запишите их мнение в таблицу. |
|
Проанализируйте поученные результаты. Сделайте вывод. |
|
Кто участвует в опросе |
Мнение родных и близких о роли географии |