Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Фосфор. Химия. 9 класс. Конспект урока

Автор материала: Еремина Ирина Александровна, МОУ СОШ № 7 города Ярославля

Химия, УМК О.С.Габриелян, 9 класс

Фосфор – элемент 5А - группы

Тип урока – изучение нового материала

Цели:

  • образовательные – изучить сведения о фосфоре, его свойства, значение, применение;
  • воспитательные – забота о своем здоровье, умение работать в группе, укрепление метапредметных связей;
  • развивающие – развитие познавательного интереса к предмету, самостоятельно находить информацию в различных источниках, сравнивать, делать вывод.

Задачи

  1. познакомить учащихся природными соединениями фосфора,
  2. рассмотреть физические и химические свойства фосфора,
  3. повторить и углубить знания об аллотропии,
  4. охарактеризовать практическое применение фосфора и его значение.

Ход урока

План урока:

  1. нахождение в природе.
  2. получение.
  3. аллотропия.
  4. химические свойства.
  5. применение.

Фосфор – один из распространенных элементов в земной коре. В свободном виде в природе фосфор не встречается из-за высокой химической активности. В связанном виде он входит в состав примерно 200 минералов. Одним из главных фосфоросодержащих веществ является – ортофосфат кальция. Основными источниками фосфора являются апатиты и фосфориты. Крупнейшие залежи апатитов в мире находятся вблизи города Киров на Кольском полуострове.

Кроме того фосфор входит в состав белковых веществ в виде различных соединений и содержится в мышцах, нервных клетках, мозговых клетках. Например, организм человека содержит приблизительно 1,5 кг фосфора, преимущественно в костной ткани.

Запись в тетрадь: нахождение фосфора в природе:

  • минералы- фосфориты и апатиты, содержащие ортофосфат кальция;
  • белковые вещества( мышцы, костные клетки, нервные клетки, мозговые клетки).

Теперь мы с вами должны выяснить как же получают фосфор в промышленности?

Фосфор получают главным образом из фосфоритов и апатитов, нагревая их в электрических печах без доступа воздуха при температуре 1500 градусов в присутствии оксида кремния (I V) – речной песок и угля ( С).

Уравнение реакции:

Ca3(PO4)2+ 5C + 3SiO2= 3CaSiO3 + 2P + 5CO

При этой реакции пары фосфора сгущают и улавливают в приемнике с водой.

Аллотропия.

Давайте вспомним что такое аллотропия?

Аллотропия – это явление, при котором один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ.

А что такое аллотропные видоизменения?

Простые вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, называют аллотропными видоизменениями этого элемента. Вспомните у каких ранее изученных элементов мы встречали аллотропные модификации?

Ответ - сера, кислород.

Кто может назвать видоизменения этих химических элементов?

Кислород – озон, сера – кристаллическая, ромбическая, пластическая.

У фосфора тоже есть аллотропные видоизменения.

Белый Красный Черный
Р4- молекулярное строение, молекулы имеют форму трехгранной пирамиды. Активен, ядовит. На воздухе самовоспламеняется. Хранят под водой. порошок краснобурого цвета, не ядовит, устойчив, на воздухе не окисляется. Атомная кристаллическая  решетка. Получают нагреванием белого фосфора. атомная кристаллическая решетка, устойчив к нагреванию является полупроводником. Внешне похож на графит, получают  при длительном нагревании белого фосфора.

При определенных условиях виды фосфора могут переходить один в другой, то есть друг в друга.

Химические свойства фосфора.

Фосфор реагирует:

  1. с кислородом 4Р + 5О2 = 2Р2О5 (дома записать ОВР).
  2. с водородом , образуется фосфин – ядовитый газ. 2Р + 3Н2 = 2РH3 ( дома записать ОВР).
  3. с металлами ( например кальций) , образуя соли – фосфиды. 2 P + 3 Ca = Ca3P2 (дома записать ОВР).

Запись ОВР – дополнительные результаты обучения для сильных учеников.

Ребята расставьте степени окисления фосфора в записанных уравнениях.

Какой вывод Вы можете сделать о свойствах проявляемых фосфором в окислительно-восстановительных реакциях?

Учащиеся сами делают вывод : при взаимодействии с кислородом фосфор является восстановителем, а при взаимодействии с водородом и металлами – окислитель.

Применение фосфора.

Красный фосфор применяется для производства спичек. Белый фосфор широкого применения не имеет. Обычно его используют для образования дымовых завес. Черный применяется очень редко.

ИТОГ по уроку: (делают учащиеся) соответствует цели урока : познакомились с природными соединениями фосфора , физическими и химическими свойствами , повторили явление аллотропии, узнали практическое значение фосфора.

Дополнительное задание для желающих – подготовка сообщений об аллотропных модификациях фосфора с использованием различных источников информации.

  • Фосфор. Химия. 9 класс. Конспект урока

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Поделиться в социальных сетях:
Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться