Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Физические явления в химии. Разделение смесей. Химия. 8 класс. Разработка урока

УМК по химии для 8 класса О. С. Габриеляна.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-игра.

Цели урока:

 

Для учителя

Для ученика

1. Образовательная

Создать условия для формирования высокого уровня применения знаний и умений учащихся по данной теме

  1. Знать смысл понятия «чистого вещества» и «смеси».
  2. Знать и применять способы разделения смеси.

2. Развивающая

Создать условия для:

  • развития следующих аспектов информационной компетенции: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом;
  • развития логического мышления, умений приобретать и применять знания и умения в повседневной жизни
  • Развивать следующие аспекты информационной компетенции: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом;
  • Развивать логическое мышление, умения приобретать и применять знания и умения в повседневной жизни

3. Воспитательная

Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить само- и взаимооценку.

Формировать культуру умственного и практического труда, умение адекватной оценки своей деятельности

Ожидаемый результат: На уроке продолжается развитие отдельных аспектов информационной компетенции: планирование поиска, поиск и обработка информации, изложение полученной информации в контексте решаемой задачи. Также продолжается развитие компетенций разрешения проблем (самоменджмента): применение технологий, работа по алгоритму, оценка результата, оценка деятельности; коммуникативной компетенции: продуктивная групповая коммуникация.

Каждый ученик должен четко представлять понятия «чистое вещество», «смесь», знать способы разделения смесей, находить причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи между новым и изученным материалом, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.

Методы обучения:

  • Проблемный;
  • Объяснительно-иллюстративный с использованием интерактивной доски
  • Исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая и индивидуальная.

Оборудование и вещества:

Ход урока

Приглашение в игру

Ролик «Последний герой»

У: Ребята, вы узнали позывные? Я приглашаю вас принять участие в игре «Последний герой». Группы участников игры будут высажены на острова, на которых есть практически все для выживания. Отсутствует лишь один ресурс, на каждом острове свой. Главное вещество для жизни – вода Вы сможете добыть воду из естественных водоемов: родник, ручей, морская вода. Но можно ли считать природную воду достаточно чистой для употребления? (Ответ учащихся.) содержит примеси. Итак, какова будет ваша главная проблема на острове? Очистить воду от примесей. Имеете ли вы достаточные теоретические знания для разрешения этой проблемы? (Ответ учащихся.) Таким образом, цель игры, а значит, и урока – познакомиться со способами разделения смесей. Используя полученные знания, попытаться выжить на острове.

Кто согласен принять участие в игре? Все!

Для выживания на острове вы получаете пакет инструкций, в ходе работы мы с вами с этими инструкциями познакомимся. Их вы сможете взять с собой на остров. Каждая группа получает дополнительные инструкции с указанием задачи, которую надо решить (приложение №4) и образец загрязненной воды. На первом острове воды загрязнена бензином, на втором – илом, на третьем нет источника пресной воды, доступна только морская, на четвертом острове есть пресная вода, но она бедна минеральными солями, необходимо добыть соль. Прочитайте инструкцию. Сможете ли вы сейчас без дополнительных знаний выполнить задание согласно инструкции? (Ответ учащихся – нет.)

Кто вам может помочь? (Ответ учащихся – учитель.)

Я готова стать вашим инструктором.

Тема урока в тетради «Способы разделения смесей»

Составим общий план подготовки.

  1. обозначить основные понятия темы, необходимые для работы (чистое вещество, смесь, виды смесей, способы разделения смесей). Оценить уровень имеющихся знаний.
  2. изучить и закрепить теоретический материал.

Работа с понятиями. Слайд.

Нам необходимо четко знать понятия «чистое вещество», «смесь», «однородная смесь», «неоднородная смесь». Эти понятия находятся на слайде.

Я зачитываю определения, они одновременно появляются на экране. Ваша задача записать в тетради понятия, соответствующие определениям.

Проверьте по следующему слайду правильность своих ответов. За каждый правильный ответ поставьте себе по 1 баллу. Отметьте на полях тетради общую сумму.

В вашем пакете инструкций находится приложение №1, содержащее эти понятия, они вам понадобятся для последующей работы.

Осталось познакомиться со способами разделения смесей.

Итак, смесь это материал, состоящий из двух или нескольких веществ, каждое из которых сохраняет свои свойства. Именно различие в физических свойствах позволяет разделять смеси на отдельные вещества. В пакете находится приложение №2 – таблица, которую вы будете заполнять во время моего рассказа, эта же таблица на слайде. Заполняем 2 и 3 колонки.

Мини-лекция с использованием интерактивной доски

Универсального метода разделения нет. Таких методов много. Их выбор зависит от вида смеси.

Мы начнем с разделения неоднородной смеси.

  • Как правило, смешиваемые компоненты имеют разную плотность. Если мы возьмем стакан с водой, смешенной с песком, через некоторое время увидим, что на дне образуется слой осадка (рисунок). Подобным методом можно осадить грубые компоненты. Этот метод называется отстаиванием (запись на слайде). А если взять две несмешивающиеся жидкости, например, бензин и воду, то более легкая (бензин) будет отстаиваться сверху, более тяжелая (вода) – внизу. Это тоже отстаивание.
  • Иногда частицы настолько малы, что отстаивание проходит очень долго, например, мел с водой. Частицы мела очень мелкие и оседают долго. Поэтому здесь применяют другой способ разделения – фильтрование (запись на слайде). Суть метода в следующем: смесь пропускают через фильтр, специальное образование, имеющее поры (рисунок). Через поры проходят более мелкие частицы, более крупные – остаются на фильтре. Фильтром может быть специальная фильтровальная бумага, ткань, марля, песок. В быту человек также использует фильтры. Какие? (чайное ситечко, дуршлаг). Итак, в основе метода лежит различие в размерах частиц.

Поговорим о разделении однородных смесей.

  • Отделить вещества, содержащиеся в растворе можно при нагревании. Каждое вещество имеет свою температуру кипения (рисунок). Жидкость испаряется, на дне емкости остается твердое вещество. Этот метод называется выпаривание, или кристаллизация. Выпаривание известно человеку с древних времен, его можно считать первым, освоенным человеком. На севере Урала, в Соликамске сохранились соляные варницы, в которых получали соль.
  • Иногда в предложенной смеси нас интересует испаряющееся вещество (рисунок). Поэтому нам достаточно уловить его при нагревании и собрать в емкость. Такой метод называется перегонка, или дистилляция (запись на слайде). Собранное вещество имеет достаточно высокий уровень чистоты. Так получают дистиллированную воду, бензин из нефти и т.д.

Итак, повторим еще раз. Схема на слайде.

Этими 4 методами вся химия не ограничивается, существуют и другие методы. Они более сложные. Нам же для игры достаточно разбираться в применении этих методов.

Проверяем таблицу (2, 3 колонки). Слайд.

Уточним, насколько вы разобрались в теории. В инструкциях есть приложение № 3, в нем список различных смесей. Ваша задача распределить примеры в 4 колонку таблицы (3 минуты).

Приготовились к взаимопроверке, поменялись тетрадями. Эталон ответа на слайде. Подсчитайте количество совпадений, отметьте это число на полях.

Инструктаж пройден. А теперь попробуйте очистить воду на вашем острове

Время на решение задачи 3 минуты. Каждая группа должна сделать отчет. Эталон отчета согласно инструкции.

Отчет групп. Работу группы оценивают игроки других групп. Они отвечают на вопрос: «Смогла ли группа выжить? Обоснуйте свое мнение».

Игра закончилась. Пора подвести итоги. В течение всей игры вы набирали баллы, подсчитайте их. Поднимите руку, кто набрал от 12 до 15 баллов. Молодцы, вы однозначно сможете выжить на любом острове. Ну, а остальным требуется дополнительная подготовка.

Из первобытной природы мы возвращаемся в родной город. Мы сегодня говорили о разных способах разделения смесей, в том числе об очистке воды из естественных водоемов. Для Александровска проблема чистой воды очень актуальна. Давайте посмотрим, какова вода в естественных водоемах города.

Анимация «Загрязнение воды»

Могут ли горожане использовать такую воду? (Нет, ее надо очищать). Я предлагаю проблему очистки воды решить самостоятельно. И домашнее задание будет следующим

  1. §25
  2. Разработать основные этапы очистки сточных вод (слайд)

Рефлексия

Прием незаконченного предложения. Слайд

  • Игра окончена, но я…

Спасибо за совместный труд.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые компетенции

Дидактические материалы и средства

Мотивационный этап

Приглашение к участию в игре «Последний герой»

Готовность к совместной деятельности

Компетентность разрешения проблем

Идентификация (определение) проблемы

Ролик «Последний герой»

Презентация, слайд №1

Этап целеполагания

Вступительное слово учителя.

Итак, какова будет ваша главная проблема на острове? Очистить воду от примесей. Имеете ли вы достаточные теоретические знания для разрешения этой проблемы? Таким образом, цель игры, а значит, и урока – познакомиться со способами разделения смесей, используя полученные знания, попытаться выжить на острове.

Ответы учащихся вода содержит примеси

Ответы учащихся: Необходимо изучить способы разделения смесей

Обсуждение основных этапов работы

Самоменеджмент – умение ставить цель

Информационная

Планирование информационного поиска

Слайд 2

Этап изучения нового материала

 

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация: вода загрязнена

Учитель выполняет роль инструктора

Составим общий план подготовки.

  1. обозначить основные понятия темы, необходимые для работы (чистое вещество, смесь, виды смесей, способы разделения смесей). Оценить уровень имеющихся знаний.
  2. изучить и закрепить теоретический материал.

Каждая группа получает задачу, которую надо решить и образец загрязненной воды. Вывод о недостаточности имеющихся знаний для решения задачи

 

Слайд №3

Работа с понятиями
Терминологический диктант

Мини-лекция «Разделение смесей» с использованием интерактивной доски.

По предложенным определениям выбирают соответствующее понятие

 

 

Определение вида разделения смеси для конкретных примеров.

Самопроверка по шаблону

 

Слайд №4-8

 

Учащиеся во время рассказа заполняют 2 и 3 колонки таблицы.

 

Слайд №9

 

Самопроверка заполнения таблицы по шаблону.

 

Слайд №11
Приложение №2, Таблица

 

Заполнение 4 колонки таблицы
Взаимопроверка в парах

 

Слайд №14-18

 

 

Информационная – представление информации

Компетентность разрешения проблем

Применение технологий

Оценка деятельности

Информационная – перевод символьной информации в словесную, письменную

Компетентность разрешения проблем

Оценка деятельности

Информационная Обработка информации

Компетентность разрешения проблем

Оценка деятельности, оценка результата

Приложение №2, Таблица

Приложение №3, Примеры смесей
Слайд №19

Первичное закрепление изученного материала

Организация самостоятельного исследования

Каждая группа решает задачу в соответствии с инструкциями. Время на решение проблемы 3 минуты. Отчет делает один из членов группы. Эталон отчета согласно инструкции

Компетентность разрешения проблем

Применение технологий, работа по алгоритму

Приложение №4

Инструкция к действию

 

 

Коммуникативная компетентность
 
Продуктивная групповая коммуникация

Стаканы со смесями:

  1. вода + бензин
  2. вода + почва
  3. вода + NaСl
  4. вода + NaСl

 

Отчет групп. Работу группы оценивают участники других групп. Они отвечают на вопрос: «Смогла ли группа выжить? Обоснуйте свое мнение»

Информационная компетентность

Обработка информации, изложение полученной информации в контексте решаемой задачи

Коммуникативная компетентность

Продуктивная групповая коммуникация

 

Подведение итогов игры

Подсчет набранных в ходе игры баллов

Компетентность разрешения проблем

Оценка деятельности, оценка результата

 

Домашнее задание

Мы сегодня говорили о разных способах разделения смесей, в том числе об очистке воды из естественных водоемов. Для Александровска проблема чистой воды очень актуальна. Давайте посмотрим, какова вода в естественных водоемах города.

Я предлагаю проблему очистки воды решить самостоятельно. И домашнее задание будет следующим

  1. §25
  2. Разработать основные этапы очистки воды естественного городского водоема (в тетради)

 

 

Слайд №21

 

 

Просмотр видеофрагмента, определяют проблему естественных водоемов города

Информационная компетентность

Извлечение первичной информации

Анимация «Загрязнение воды»

 

 

Информационная компетентность

Обработка информации

Слайд №22

Рефлексия

Закончите фразу

  • Игра окончена, но я…

Высказываются вслух.
Вариант: письменно на листке бумаги

Компетентность разрешения проблем

Оценка собственного продвижения (рефлексия)

Бумага

  • Физические явления в химии. Разделение смесей. Химия. 8 класс. Разработка урока

  • Физические явления в химии. Разделение смесей. Химия. 8 класс. Конспект урока

  • Физические явления в химии. Разделение смесей. Химия. 8 класс. Презентация к уроку

  • Физические явления в химии. Разделение смесей. Химия. 8 класс. Приложения

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться