Феномен вещи в мире человека. По рассказу В. Токаревой "Японский зонтик" (11 класс)
Автор материала: Назаренко Елена Викторовна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение школа-интернат лицей-интернат г. Калининград
Предмет: литература
Класс: 11
Тема: «Феномен вещи в мире человека (по рассказу В. Токаревой «Японский зонтик»)
Тип урока: урок-исследование. ФГОС
Шаг 1
Урок начинается с постановки проблемы и создания проблемной ситуации. Выделяя ключевые слова «человек» и «вещь», ученики подходят к постановке проблемного вопроса «Почему бытие человека тесно связано с миром вещей?», «Человек - мера всех вещей» или «Вещь – мера всех людей »?
Формулируя проблемные вопросы, ученики выходят на определение темы исследования. Размышляя о природе вещей, они отмечают, что вещь не только имеет утилитарное значение, но и создаёт свой мир с определённой системой связей и отношений.
Для того чтобы определить цель урока-исследования, ученики обращаются к рассказу В. Токаревой «Японский зонтик», в котором раскрывается уникальность вещи в жизни человека. «В чём же своеобразие мира вещей?»- задают вопрос ученики после прочтения рассказа «Японский зонтик». Задачи, сформулированные учениками, помогут им найти ответ на поставленный вопрос.
Задачи урока-исследования:
- Описать мир вещей в художественном тексте.
- Определить функцию вещи.
- Исследовать характер отношений между человеком и вещью, «синтаксис» вещного мира.
Шаг 2
«Открытие» нового знания
Ученикам предлагается прокомментировать цитату известного литературоведа А. П. Чудакова: ««Первичная единица видения писателя - не слово, не мотив, не сюжет, не конфликт, а вещь, предмет. Художественные предметы - это те мысленные реалии, из которых состоит изображенный мир художественного произведения и которые располагаются в художественном времени и художественном пространстве». В цитате выделяются такие ключевые понятия, как «вещь», «художественные предметы», обращение к которым важно для организации художественного пространства произведения.
Как видно из рассказа В. Токаревой «Японский зонтик», вещь не только организует художественное пространство структурно, но и уравнивается в правах с человеком, вытесняя его.
При работе с текстом ученики заполняют таблицу:
Человек Ключевые слова |
Вещь Ключевые слова |
Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения) |
«В меня проник микроб сиротства». |
«Одежда –это внешнее решение человека». |
|
«Я не нужен никому. В сумку меня не сложишь, ни на что путное не обменяешь. Ни красоты от меня, ни пользы». |
«Моё внешнее решение зависит от обстоятельств и совершенно не совпадает с моим внутренним “я”». |
|
«Я не уверен в себе и других, и поэтому больше всего люблю стоять в длинных очередях». «Быть за спинами и быть как все». |
«Зонт нужен всем, а я не нужен никому». |
|
«Люди сидят в картонных коробках». |
«Люди и вещи поменялись местами. Вещи вытянулись в длинную очередь и выбирают себе людей» |
|
Шаг 3
Рефлексивный этап
Ученики, приводя цитаты из текста и размышляя над их содержанием, говорят об одиночестве человека в мире, о его зависимости от вещей. Человек настолько привязан к миру вещей, что забывает о том, что он человек, у которого есть душа, сердце. Размышляя над философией рассказа В. Токаревой, ученики создают творческую работу, в которой показан взгляд вещей на бренный мир человека.
Творческая работа (сочинение)
Автор: Незнакомец пересёк площадь и оказался в толпе. Он увидел перед собой силуэт в строгом пальто и чёрной шляпе с большими полями. Он окликнул его, желая узнать, почему здесь все собрались. Когда тот обернулся, то наш герой не смог разобрать его лица. И вдруг слышится чей-то звонкий голос, доносящийся рядом. Он понимает, что это говорят часы с руки человека.
Часы: - Как ты со мной разговариваешь,- громко «тикая» от злости, отвечают они.- Ты что не видишь, что мой хозяин богатый и состоятельный человек, который дорожит каждой минутой и всю жизнь то и делает, что по крупицам собирает своё состояние.
В разговор вмешалась красная лакированная сумочка от Prada.
Сумочка:- Не говорите, господин Rolex, в последнее время эти люди потеряли всякое уважение. Они часто не понимают, что мы здесь правим балом. Мы подчинили себе человека. Человек - раб вещей. Скучно быть человеком!
-Да вы что забыли, что человек – это звучит гордо, а мы всего лишь вещи, которые должны знать своё место и служить человеку,- раздался ворчливый голос старых очков с толстыми линзами. Они уже 20 лет верно служили своему хозяину и давно оставили мысли о своей исключительности.
Автор: Тем временем, пока продолжался спор, наш герой усердно пытался разглядеть лицо человека в чёрной шляпе. Отчасти ему это удалось. Он увидел перед собой куклу, похожую на человека. «Неужели всё вокруг испорчено нашим тленным миром?- подумал он. – Человек перестал быть человеком и превратился в тень, живущую в иллюзорном мире».
Итоги урока. Домашнее задание с элементом выбора
В сочинении учеников звучит мысль А. П. Чехова «Тяжело и скучно быть человеком!». В философском размышлении А. П. Чехова о человеке звучит ещё одно изречение, произнесённое человеком «…как я буду счастлив, когда перестану быть человеком». Ученикам предлагается выбрать одну из цитат, прокомментировать ее, отразить свою точку зрения.
Использованные источники:
- Литература. 11кл.: учебник. Углублённый уровень. / авт.-сост. В. В. Агеносов, Безносов Э.Л. – М.: Дрофа, 2014.
- Агеносов В. В., Безносов Э.Л. Литература. Русская литература XX века. 11 класс. В 2 ч. Ч.2. Гоголь в школе. М. : Дрофа, 2010.
- Русская литература. Популярная иллюстрированная энциклопедия. М.: Дрофа, 2007.