Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Феномен вещи в мире человека. По рассказу В. Токаревой "Японский зонтик" (11 класс)

Автор материала: Назаренко Елена Викторовна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение школа-интернат лицей-интернат г. Калининград

Предмет: литература

Класс: 11

Тема: «Феномен вещи в мире человека (по рассказу В. Токаревой «Японский зонтик»)

Тип урока: урок-исследование. ФГОС

Шаг 1

Урок начинается с постановки проблемы и создания проблемной ситуации. Выделяя ключевые слова «человек» и «вещь», ученики подходят к постановке проблемного вопроса «Почему бытие человека тесно связано с миром вещей?», «Человек - мера всех вещей» или «Вещь – мера всех людей »?

Формулируя проблемные вопросы, ученики выходят на определение темы исследования. Размышляя о природе вещей, они отмечают, что вещь не только имеет утилитарное значение, но и создаёт свой мир с определённой системой связей и отношений.

Для того чтобы определить цель урока-исследования, ученики обращаются к рассказу В. Токаревой «Японский зонтик», в котором раскрывается уникальность вещи в жизни человека. «В чём же своеобразие мира вещей?»- задают вопрос ученики после прочтения рассказа «Японский зонтик». Задачи, сформулированные учениками, помогут им найти ответ на поставленный вопрос.

Задачи урока-исследования:

  1. Описать мир вещей в художественном тексте.
  2. Определить функцию вещи.
  3. Исследовать характер отношений между человеком и вещью, «синтаксис» вещного мира.

Шаг 2

«Открытие» нового знания

Ученикам предлагается прокомментировать цитату известного литературоведа А. П. Чудакова: ««Первичная единица видения писателя - не слово, не мотив, не сюжет, не конфликт, а вещь, предмет. Художественные предметы - это те мысленные реалии, из которых состоит изображенный мир художественного произведения и которые располагаются в художественном времени и художественном пространстве». В цитате выделяются такие ключевые понятия, как «вещь», «художественные предметы», обращение к которым важно для организации художественного пространства произведения.

Как видно из рассказа В. Токаревой «Японский зонтик», вещь не только организует художественное пространство структурно, но и уравнивается в правах с человеком, вытесняя его.

При работе с текстом ученики заполняют таблицу:

Человек

Ключевые слова

Вещь

Ключевые слова

Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения)

«В меня проник микроб сиротства».

«Одежда –это внешнее решение человека».

 

«Я не нужен никому. В сумку меня не сложишь, ни на что путное не обменяешь. Ни красоты от меня, ни пользы».

«Моё внешнее решение зависит от обстоятельств и совершенно не совпадает с моим внутренним “я”».

 

«Я не уверен в себе и других, и поэтому больше всего люблю стоять в длинных очередях». «Быть за спинами и быть как все».

«Зонт нужен всем, а я не нужен никому».

 

«Люди сидят в картонных коробках».

«Люди и вещи поменялись местами.  Вещи вытянулись в длинную очередь и выбирают себе людей»

 

Шаг 3

Рефлексивный этап

Ученики, приводя цитаты из текста и размышляя над их содержанием, говорят об одиночестве человека в мире, о его зависимости от вещей. Человек настолько привязан к миру вещей, что забывает о том, что он человек, у которого есть душа, сердце. Размышляя над философией рассказа В. Токаревой, ученики создают творческую работу, в которой показан взгляд вещей на бренный мир человека.

Творческая работа (сочинение)

Автор: Незнакомец пересёк площадь и оказался в толпе. Он увидел перед собой силуэт в строгом пальто и чёрной шляпе с большими полями. Он окликнул его, желая узнать, почему здесь все собрались. Когда тот обернулся, то наш герой не смог разобрать его лица. И вдруг слышится чей-то звонкий голос, доносящийся рядом. Он понимает, что это говорят часы с руки человека.

Часы: - Как ты со мной разговариваешь,- громко «тикая» от злости, отвечают они.- Ты что не видишь, что мой хозяин богатый и состоятельный человек, который дорожит каждой минутой и всю жизнь то и делает, что по крупицам собирает своё состояние.

В разговор вмешалась красная лакированная сумочка от Prada.

Сумочка:- Не говорите, господин Rolex, в последнее время эти люди потеряли всякое уважение. Они часто не понимают, что мы здесь правим балом. Мы подчинили себе человека. Человек - раб вещей. Скучно быть человеком!

-Да вы что забыли, что человек – это звучит гордо, а мы всего лишь вещи, которые должны знать своё место и служить человеку,- раздался ворчливый голос старых очков с толстыми линзами. Они уже 20 лет верно служили своему хозяину и давно оставили мысли о своей исключительности.

Автор: Тем временем, пока продолжался спор, наш герой усердно пытался разглядеть лицо человека в чёрной шляпе. Отчасти ему это удалось. Он увидел перед собой куклу, похожую на человека. «Неужели всё вокруг испорчено нашим тленным миром?- подумал он. – Человек перестал быть человеком и превратился в тень, живущую в иллюзорном мире».

Итоги урока. Домашнее задание с элементом выбора

В сочинении учеников звучит мысль А. П. Чехова «Тяжело и скучно быть человеком!». В философском размышлении А. П. Чехова о человеке звучит ещё одно изречение, произнесённое человеком «…как я буду счастлив, когда перестану быть человеком». Ученикам предлагается выбрать одну из цитат, прокомментировать ее, отразить свою точку зрения.

Использованные источники:

  1. Литература. 11кл.: учебник. Углублённый уровень. / авт.-сост. В. В. Агеносов, Безносов Э.Л. – М.: Дрофа, 2014.
  2. Агеносов В. В., Безносов Э.Л. Литература. Русская литература XX века. 11 класс. В 2 ч. Ч.2. Гоголь в школе. М. : Дрофа, 2010.
  3. Русская литература. Популярная иллюстрированная энциклопедия. М.: Дрофа, 2007.
  • Феномен вещи в мире человека (по рассказу В. Токаревой «Японский зонтик»)

Учебные издания по теме

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Поделиться в социальных сетях:
Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться