Экология. Предмет и задачи изучения. 9 класс
УМК:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. К комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина 5 – 11 классы М.: Дрофа 2010;
- Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И., Биология. Общие закономерности. 9 класс М.: Дрофа, 2009;
- Биология. Общие закономерности. Методическое пособие к учебнику. М.: Дрофа, 2000;
- Биология. Общие закономерности. Рабочая тетрадь к учебнику. М.: Дрофа, 2014
Тип урока: урок-презентация: изучение нового материала.
Цель: создать условия для
- ознакомления обучающихся с предметом экология, областью ее изучения, задачами;
- формирования навыков работы в группах;
- проявления инициативы в достижении личных результатов.
Задачи урока:
Образовательные:
- расширить предметные знания по данному вопросу;
- проводить анализ научных текстов;
- использовать логические операции для подведения итога (анализ, синтез, классификация и т. д.)
Развивающие:
- развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- совершенствовать навыки поиска учебной информации из научной литературы и интернет-ресурсов;
- развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку биологии путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Информационные источники:
- http://www.guinessrecords.ru/
- http://www.wisdoms.ru/123.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki
- http://www.nkj.ru/archive/articles/10376
- http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/osnovy-ekologii.html
Ход урока
№ п/п |
Этапы работы |
Содержание этапа |
1 |
Организационный момент |
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Обучающиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
2 |
Активизация познавательной деятельности Цель: привлечь внимание обучающихся к важности экологических вопросов. Задача: с помощью высказываний известных людей и ярких фактов показать значимость изучения вопросов экологии. Методы: словесно-наглядный. Настрой учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) |
Слайд 2. Посмотрите на 2-й слайд презентации, какой вопрос мы будем сегодня разбирать?
Чем больше мы познаем неизменные законы природы, Например, объекты экологии засветились и в книге рекордов Гинеса: САМЫЙ СТАРЫЙ ГРЫЗУН [1] Самый большой для грызунов возраст — 27 лет и 3 месяца — был зарегистрирован у малайского дикобраза (Hystrix brachyura), который умер в Вашингтоне (США) 12 января 1965 г. ЖИВОТНОЕ, УМЕЛО ПОЛЬЗУЮЩЕЕСЯ ОРУДИЯМИ [1]
Шимпанзе (Pan troglodytes) умеют изготовлять и использовать орудия гораздо искуснее, чем другие млекопитающие, за исключением человека. Они используют соломинки и прутья для того, чтобы доставать термитов; ветки — чтобы САМОЕ ГРОМКОЕ НАСЕКОМОЕ [1] Цикады-самцы семейства Cicadidae способны издавать звуки с частотой волны 7 400 колебаний в минуту, что производит шум, слышимый на расстоянии 400 м. Рекорд определен Департаментом сельского хозяйства США.
Не будем... слишком обольщаться нашими победами над природой. ЖИВОТНОЕ СЕМЕЙСТВА КОШАЧЬИХ, КОТОРОМУ БОЛЕЕ ВСЕХ ГРОЗИТ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ [1] Животное семейства кошачьих, которому более всех грозит исчезновение, — суматранский тигр (Panthera tigris). Во всем мире осталось лишь около 20 экземпляров этого хищника. Он вскоре может исчезнуть вслед за каспийским тигром, который исчез в 1970-х гг., и балийским тигром, который исчез в 1940-х годах. Для тигров, как и для большинства находящихся в опасности видов млекопитающих, основной причиной исчезновения является охота и утрата природной среды обитания. МАКСИМАЛЬНОЕ ОЗОНОВОЕ ИСТОЩЕНИЕ [1] Самая большая «дыра» в озоновом слое находится над Антарктидой. Каждую антарктическую весну озоновый слой (площадь которого на 25 % больше площади США), расположенный на высоте 23 км, исчезает. Выше озон остается неповрежденным, так что эту брешь скорее можно назвать истощением, чем дырой. САМЫЙ КИСЛЫЙ КИСЛОТНЫЙ ДОЖДЬ [1] В 1982 г. над Великими озерами в США и Канаде зафиксирован показатель рН осадков, равный 2,83. ВИНОВНИКИ ПАРНИКОВОГО ЭФФЕКТА [1] США, где проживает всего 4 % населения Земли, выбрасывают в атмосферу 25 % мирового количества углекислого газа и других веществ, вызывающих парниковый эффект. Самые значительные выбросы в атмосферу углекислого газа приходятся на Люксембург, который производит на одного жителя на 18 % больше углекислоты, чем США. – Сегодня на уроке мы должны определить круг вопросов, которыми занимается экология; ученых, данной отрасли биологии. |
3 |
Изучение нового учебного материала. Цель: создание условий для восприятия нового материала Задачи: 1) используя прослушанный и увиденный материал составить библиографию изучения вопросов экологии в тетради; 2) совместно с учителем проанализировать содержание ключевых понятий: предмет и объект экологии. Методы: словесно-наглядный, частично -поисковый, поощрения. Формы работы: работа с текстом и слайдами презентации, индивидуальная работа в тетради, работа в паре при характеристике задач экологии. |
Запись в тетради темы урока. Работа с презентацией. Фиксирование основных вопросов в тетрадь (определение понятия экология, имена ученых) Слайды 4–9. Сообщения учащихся (приложение 1) [3] Слайд 10. Запись в тетрадь понятия предмет и объект экологии. Посмотрите на иллюстрации предложенные на слайде. Что изображено слева и справа. Что же будет предметом изучения экологии, а что – объектом? Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии — экосистемы, представляющие собой единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой их обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, т. е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень), биотических сообществ, т. е. совокупностей популяций (биоценологический уровень) и биосферы в целом (биосферный уровень). Основной частью экологии, ее фундаментом является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды. Предметом изучения общей экологии являются объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой. В связи с этим выделяют следующие основные разделы экологии:
Таким образом, экология как наука основана на разных разделах биологии (физиологии, генетике, биофизике, зоологии, ботанике и др.) и связана с другими науками (например, с физикой, химией, географией, психологией, педагогикой, правом). Только на основе интеграции этих дисциплин возможно преодолеть технократическую парадигму мышления, выработать новый тип экологического сознания, мышление, коренным образом меняющее поведение людей по отношению к природе.[5] Слайд 11. Учащиеся получают на листках бумаги распечатанные задачи экологии. По смыслу они должны определить, какое направление имеет данная задача и, глядя на слайд, прочитать ее. Исходя, из приведенных выше направлений следует, что задачи экологии многообразны:
|
4 |
Закрепление учебного материала. Цель: создать условия для использования логических операций при работе с текстом. Задачи: 1) развивать умения проводить анализ теста, выделять суть, делать выводы; 2) провести первичную рефлексию собственной деятельности. Метод: критического мышления Ш. Боне. |
Закрепление материала проходит с использованием метода критического мышления Ш. Боне. Слайд 14. Класс делится на шесть групп. Каждая группа получает текст и шляпу определенного цвета. Согласно цвету шляпы группа должна найти ответ из предложенного текста (приложение 2). [4]
Белая шляпа – факты. |
5 |
Задание на дом. Цель: через д/з закрепить основные понятия экологии, цели и задачи предмета. |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей Учитель задает вопросы о задачах урока; спрашивает, какая задача останется на следующие уроки. Обучающиеся проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока. Слайд 15. Фронтальная организация учебной деятельности. – Сегодня на уроке:
Проработать параграф учебника |