Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Дыхание растений. Математика. Биология. 6 класс. Интегрированный урок

Названия учебно-методических комплексов:

  1. УМК по биологии В. В. Пасечника, 6 класс.
  2. УМК по математике Г. К. Муравина, О. В. Муравиной, 6 класс.

Цель урока: Организация продуктивной деятельности учащихся для успешного овладения определение роли дыхания для живых организмов, направленной на достижение учащимися результатов:

предметные результаты:

  • устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
  • объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
  • умения применять изученные понятия, аппарат различных разделов курса к решению межпредметных задач и задач повседневной жизни.

метапредметные результаты:

  • под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
  • умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение.

личностные результаты

  • коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также  понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки  и общественной практики;
  • представления об изучаемых математических понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы.

Средства обучения: компьютер, таблицы «Фотосинтез», «Листовая мозаика», «Строение растительной клетки», наборы рисунков растений, схемы жилкования и листорасположения, проектор, видеофрагменты «Фотосинтез», «Дыхание», химические стаканы, семена гороха, корнеплоды моркови, веточка традесканции в стакане с водой, известковая вода; свечи на проволоке; спички, секундомер, жестянка, штатив; карточки с формулами нахождения объема, площади.

Использованная литература:

  • В. В. Пасечник. «Бактерии. Грибы. Растения», 6 класс. М.: «Дрофа», 2005.
  • Г. К. Муравин, О. В. Муравина. «Математика», 6 класс. М.: «Дрофа», 2010.
  • Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Бактерии. Грибы. Растения», 6 класс. М.: «Дрофа», 2010.

Ключевые слова: фотосинтез, дыхание, площадь, объём, метапредметные связи.

Эпиграф к уроку:

«Я дышу,… а значит, я живу!»
Владимир Семенович Высоцкий

Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся

Актуализация знаний учащихся о строении и функциях листа. Подвод к теме через эксперимент. (Фронтальная беседа с использованием таблиц, рисунков растений, опорных схем жилкования и листорасположения, секундомера).

Учитель биологии:

1) Как отличить простой лист от сложного, черешковый от сидячего?

2) Определите типы жилкования и листорасположения по схемам и рисункам пшеницы, ландыша, шиповника.

Учитель математики:

3) Какими числами исчисляется количество листовых пластинок? (нечетными и четными числами);

4) Условные обозначения каких типов жилкования взяты из математики? (дуговое и параллельное жилкование);

Учитель биологии:

5) Назовите три основные функции листа (фотосинтез, газообмен, испарение воды);

6) Постановка эксперимента: делаем глубокий вдох и зажимаем пальцами нос по сигналу учителя математики, который засекает время начала эксперимента. Когда у вас иссякнет воздух, вы поднимете сигнальную карточку.

Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, … а значит, я живу!». Каковы же признаки живого организма? (Ответ учащихся: дыхание, питание, рост, развитие, размножение). А могут ли растения обходиться без воздуха?

Предполагаемый ответ учащихся: нет, не могут, так как они являются живыми организмами, нуждающимися в дыхании.

Учитель биологии: «Каковы тема нашего урока и его цель?» (Учащиеся совместно с учителем формулируют ответ).

2. Изучение нового материала

1. Дыхание – процесс получения энергии, необходимой растениям для жизнедеятельности. (Рассказ учителя биологии с демонстрацией горения листа бумаги на жестянке. Сравнение процессов дыхания и горения.)

Таблица 1. Сопоставление процессов дыхания и горения

Признаки процесса

Дыхание

Горение

Протекание реакции

медленно

бурно

Выделение энергии

мало энергии

много энергии и света

2. Дыхание органов растения. (Беседа на основе самостоятельного изучения текста двух абзацев на с.153-154 учебника. Демонстрация опытов, доказывающих дыхание органов растения (Приложение 1). Формулирование выводов по результатам опытов.

3. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. (Беседа по рисунку 123 на с.155 учебника. Заполнение таблицы «Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания» после просмотра видеофрагмента «Фотосинтез и дыхание». Выполнение заданий №1, №2 в рабочих тетрадях приложения 3).

3. Закрепление изученного материала.

Учитель математики: Леса являются легкими нашей планеты. Дерево средней величины за 25 часов восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. За один теплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220–280 кг углекислого газа и выделяет 180–200 кг кислорода.

Учитель биологии: Вот почему мы обязаны беречь каждое деревце в нашей степи, вырастающее в таких трудных засушливых условиях. От количества деревьев зависит количество вырабатываемого кислорода, а значит и жизнь любого существа, и продолжительность нашей жизни.

Учитель математики: Мы предлагаем посчитать, сколько деревьев могут выделить кислорода, необходимого для дыхания 30 человек. Один человек потребляет в сутки 350 г кислорода, а одно дерево за 1 час – 43,75 г кислорода (Задача №1 в рабочей тетради приложения 3). (Задача решается за доской, выполняется самопроверка)

Решение

  1. 350  * 30 = 10 500 г (потребляет 30 человек).
  2. 43,75  * 24 = 1050 г (выделяет 1 дерево в сутки).
  3. 10500: 1050  = 10 (деревьев).

Ответ: 10 деревьев.

Учитель математики: Ребята, сейчас вы самостоятельно решите задачу № 2 в рабочей тетради. (Приложение 3). Когда вы справитесь с задачей, поднимите, пожалуйста, сигнальные карточки.

Задача №2

Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода  и выделяет 800 г углекислого газа. Один гектар зеленых насаждений поглощает примерно столько же углекислого газа, сколько выдыхает 200 человек, при этом выделяет 80 кг кислорода в сутки. Какое количество кислорода необходимо жителям города, насчитывающего 5 млн. человек? Какова должна быть площадь зеленых насаждений в этом городе?

Решение

  1. 0,43  * 5 000 000 = 2 150 000 (кг кислорода).
  2. 0,8  * 5 000 000 = 4 000 000 (кг углекислого газа).
  3. 2 150 000: 80  = 26 875 (га зеленых насаждений).

Ответ: 26 875 га.

Учитель биологии:  Деревья очищают воздух от пыли и вредных газов, а воду – от загрязнения. Летом деревья улавливают на свои кроны 50% пыли, содержащейся в воздухе.

Учитель математики: На деревьях оседает пыли больше, чем на оконном стекле в 30–60 раз и в 10 раз больше, чем на лужайке. Один гектар лиственных деревьев за период вегетации задерживает до 100 тонн пыли. Сейчас мы решим задачу №3 в рабочей тетради  (приложение 3), подтверждающую эту уникальную особенность зеленых насаждений.  (Задача решается за доской, выполняется самопроверка.)

Задача №3

На 50 кв. км леса находится около 40 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства в 12 раз больше. Сколько тонн пыли находится над 1 га безлесного пространства?

Решение

  1. 4000: 5000 * 10 = 8 (кг пыли над 1 га леса).
  2. 8 * 12 = 96 (кг пыли над безлесным пространством).

Ответ: 96 кг.

Выполнение задачи №4 в  рабочей тетради приложения 3 (при наличии времени).

Задача №4

1 тонна макулатуры сохраняет 5 кубометров леса. В школе обучается 280 учащихся. Сколько можно сохранить кубометров леса, если каждый ученик нашей школы соберет 10 кг макулатуры? Сколько учебников можно сделать из этой макулатуры, если выход бумаги 60%? Вес учебника составляет 0,5 кг.

Решение

  1. 10 * 280 = 2800 (кг макулатуры или 2,8 т).
  2. 5 * 2,8 = 14,0 (куб. м леса).
  3. 60% от 2800 кг.
    0,6 * 2800 = 1680 (кг бумаги).
  4. 1680: 0,5 = 3360 (учебников).

Ответ: сохраним 40 куб м леса, 3360 учебников

Учитель биологии:

1) обобщающая беседа по вопросам 1–4 к параграфу 35 на с.155 учебника;

2) формулирование выводов по целям и задачам урока.

Учитель математики: Какие же мы установили взаимосвязи математики и биологии? (Приложение 2).

Задание на дом: изучить §35, прочитать текст на с.156 учебника. Вычислить объем классной комнаты или площадь школьного двора (по желанию школьников). Выставление поурочного балла всем учащимся.

Литература

  1. Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 6 класс. М.: «Дрофа», 2010.
  2. Пасечник В.В. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М.: «Дрофа», 2005.
  3. Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Рабочая тетрадь «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс». М.: «Дрофа», 2011.
  4. Сонин Н.И., Саплин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. М.: «Дрофа», 2000. С.138
  • Дыхание растений. Математика. Биология. 6 класс. Интегрированный урок

  • Дыхание растений. Математика. Биология. 6 класс. Конспект урока

  • Дыхание растений. Математика. Биология. 6 класс. Презентация

  • Дыхание растений. Математика. Биология. 6 класс. Приложения

Учебные издания по теме

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Поделиться в социальных сетях:
Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться