Дети не понимают, что карта — это важнейший источник информации
23 апреля 2016 года завершится досрочный этап ЕГЭ, а 27 мая стартует основной, и в первый же день выпускники 11-х классов будут сдавать географию. Для девятиклассников государственная итоговая аттестация по этому предмету запланирована на 9 июня. Около половины заданий в контрольно-измерительных материалах по географии напрямую нацелены на проверку умения работать с картой, или требуют использования атласа.23 апреля 2016 года завершится досрочный этап ЕГЭ, а 27 мая стартует основной, и в первый же день выпускники 11-х классов будут сдавать географию. Для девятиклассников государственная итоговая аттестация по этому предмету запланирована на 9 июня. Около половины заданий в контрольно-измерительных материалах по географии или напрямую нацелены на проверку умения работать с картой, или требуют использования атласа. О том, как подготовить учащихся к успешной сдаче выпускных экзаменов, рассказывает Вадим Владимирович Барабанов, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
– Как за эти годы менялись КИМы ЕГЭ по географии? Связаны ли эти изменения с замечаниями учителей?
– Изменения происходили постепенно. Сначала были задания с выбором ответа (часть А), потом появились задания с кратким ответом (часть Б), позже – с развернутым (часть С). Расширялось содержание заданий: если сначала они были направлены только на проверку знаний, то теперь уделяется больше внимания их применению. Появились задачи практико-ориентированного характера.
С этого года в КИМах ЕГЭ по географии заданий с выбором ответа не осталось совсем, а вот в КИМах ОГЭ такие задания пока составляют больше половины от общего числа: учащимся предлагается выбрать один верный ответ из четырех вариантов.
Изменения в ЕГЭ были связаны с введением ГОС в 2004 г., где были прописаны требования к уровню подготовки выпускников.
Вместе с этим учитывались замечания и пожелания учителей – в частности, касающиеся вопросов по работе с географическими картами, которых поначалу не было.
– На проверку каких умений направлены задания по картам в КИМах по географии? Отличаются ли задания по картам в ОГЭ и ЕГЭ по этому предмету?
– Если говорить о ЕГЭ, то проверяется умение рассчитывать расстояния по картам; интерпретация картографической информации и решение различных задач (например, выбор места для размещения промышленного предприятия, сравнительная оценка воздействия предприятий на окружающую среду). При этом самими картами и атласами выпускникам 11-х классов на экзамене пользоваться не разрешается. В качестве вкладыша в КИМах по географии с этого года появились только политико-административная карта России и политическая карта мира, которые необходимы не только для выполнения заданий на определение местоположения объекта по его географическим координатам, но и при сравнении субъектов РФ по плотности населения или определении региона России (страны) по краткому описанию.
На ОГЭ ситуация другая: здесь детям разрешается работать с полным комплектом географических атласов, и в данном случае проверяется целый спектр умений – выбор карты для выполнения того или иного задания; умение находить с ее помощью нужную информацию; интеграция сведений, полученных при работе с разными картами.
Около половины заданий на ОГЭ и ЕГЭ так или иначе связаны с использованием карт.
– Как дети справляются с заданиями по карте?
– Ежегодно ФИПИ готовит аналитические отчеты по выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ и составляет на их основе методические рекомендации для учителей. По нашим оценкам, к сожалению, уровень работы с картами оставляет желать лучшего: 10-15% учащихся 9-х и 11-х классов не выполняют эти задания. Дети не понимают, что карта – это важнейший источник информации.
– На что следует обратить внимание учителям при работе с картами на уроках географии?
– Многие учителя географии при выполнении того или иного задания просят учеников открыть конкретную карту – климатическую, политическую и т. д., то есть детям не приходится самостоятельно искать источник информации, как это требуется на экзамене.
Хотелось бы, чтобы на уроках создавались условия для самостоятельной работы учащихся, тогда на итоговой аттестации им будет проще выполнять задания, проверяющие умения работать с географической картой.
– Какие изменения в ЕГЭ и ОГЭ по географии планируются в ближайшем будущем?
– В следующем году никаких радикальных изменений не планируется. Надо дать детям и учителям привыкнуть к уже произошедшим изменениям.
– Известно, что в ЕГЭ по географии принимает участие менее 3% от общего количества выпускников страны. Как повысить популярность экзамена?
– ЕГЭ по географии выбирают только те выпускники, которым эти результаты необходимы для поступления в вузы. Большинство вузов, за исключением географических факультетов университетов или узкопрофильных геологических и геодезических специальностей, результаты ЕГЭ по географии не требуют. По нашей настоятельной просьбе Рособрнадзор рекомендовал вузам включить в качестве четвертого предмета географию в перечень вступительных испытаний на большое количество специальностей: журналистика, менеджмент, экономические направления подготовки. Но вузам, видимо, проще принимать абитуриентов по результатам трех экзаменов, оставляя географию за бортом.
Для сравнения: популярность ОГЭ по географии гораздо выше, его выбирают 20-25% учащихся 9-х классов, причем их доля с каждым годом растет. Могу предположить, что выбор географии в данном случае связан с интересом к этому предмету, с выбором профиля в старших классах. Но получить объективную картину можно только после проведения специального анкетирования.
– От каких факторов зависит успешная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по географии?
– Прежде всего, это качественная, активная, полноценная работа в процессе изучения всего курса географии. Если в основной школе этому предмету не уделялось достаточного внимания, то наверстать упущенное в старших классах трудно. Очень большое значение имеет работа с картами – и в течение всего периода изучения дисциплины, и на этапе подготовки к экзамену. Очень важно знание названий географических объектов, их расположения на картах. И в данном случае эффективность подготовки будет напрямую зависеть от качества картографической продукции: атласы, выпущенные издательством «ДРОФА», соответствуют всем требованиям ФГОС и помогут школьникам успешно освоить один из самых интересных предметов школьного цикла и сдать выпускной экзамен на «отлично».
– А следует ли увеличить количество часов на изучение географии? Например, учителя часто жалуются на то, что 1 часа в 5-х и 6-х классах на освоение этого предмета недостаточно.
– Это было бы прекрасно, но надо быть реалистами: добавление часов на изучение той или иной дисциплины приведет к увеличению нагрузки школьников, а за последние 15 лет она и так сильно возросла. Надо ставить вопрос об эффективности использования уже имеющегося учебного времени. Новая концепция географического образования и просвещения, которая сейчас разрабатывается, нацелена как раз на решение этой задачи.
– Повышают ли такие масштабные акции, как Всероссийский географический диктант, интерес к этой науке?
– Я думаю, они привлекают внимание общества к важности и необходимости географического образования и способствуют росту популярности географии среди школьников.
Хотелось бы пожелать выпускникам, которые выбрали для итоговой аттестации географию, успешной сдачи экзаменов!
Беседовала Ольга Дашковская