Андрей Шевченко, лучший директор школы России: «Не хватает межпредметной интеграции»
Лучший директор школы России рассказывает о своей победе в конкурсе и делится мыслями о современном школьном образовании, учебниках, школьных библиотеках и потребностях учеников.
Андрей Шевченко, директор школы № 98 города Краснодара, победитель конкурса «Директор школы-2016»
О конкурсе
Сложно спустя всего несколько дней с момента завершения конкурса что-то осмыслить. Впечатлений, идей, мыслей очень много. Дать оценку за такой короткий период времени невозможно. Конкурс нестандартно организован, у него самобытные цели для всех участников, являются ли они теми, кто вошел в 30-ку или стал финалистом. Несомненно, конкурс стал ярким событием в профессиональной жизни каждого участника.
Читать об итогах конкурса «Директор школы-2016»
Наша профессиональная педагогическая среда — бедная. Потому что она имеет мало форм для общения профессионалов определенного уровня не в рамках своих организаций, а между собой. Чувствуется необходимость в платформе, которая позволила бы организовать взаимодействие профессионалов этого уровня. Конкурс показал, что нам очень много чего не хватает — ресурсов, опыта, возможности общаться. Через общение есть возможность решать вопросы разного уровня. Я для себя вывел одну мысль «Директор школы» — это конкурс идей и знаний.
Векторы успеха, о которых говорилось в лозунге конкурса, — в ресурсах, но важно то, кто ими распоряжается. Ресурсы статичны, они есть, они будут. Яркие личности, идеи — в этом я вижу основные векторы успеха.
Я считаю, что такие конкурсы должны быть и для завучей тоже — ведь это очень серьезная, ответственная работа, завучи обладают важными навыками, и эти навыки важны, ими нужно делиться в профессиональной среде. Может быть не в формате конкурса, а на уровне фестиваля идей, а может быть в иной форме взаимодействия. Система образования — многогранна и многоэтапна. Конкурсы объединяют учителей, директоров, но не только из них состоит система образования.
Интересный момент к размышлению — на директора школы нигде не учат. Есть курсы — они повышают квалификацию завуча до уровня директора, но нет полного объема реализации заложенных в эту работу навыков.
И еще, важно, что конкурс «Директор школы» — проводится не Министерством образования. Он проходит при его поддержке, но организован другими организациями — в этом я вижу положительный момент, этот конкурс дает независимую оценку деятельности. Я считаю, что нужно больше таких внешних экспертиз.
О школьной библиотеке
Чтение формирует личность. Наша школа очень заинтересована в том, чтобы создать в школьной библиотеке комфортную для всех среду. На данный момент у нас организован свободный книгообмен, дети могут брать книги, обмениваться ими, читать в библиотеке. С нашей библиотекой мы реализовали проект по озвучиванию стихов Героя Российской Федерации генерал-полковника Г. Н. Трошева, имя которого носит наша школа. Озвученные стихи мы выпустили отдельным диском и передали в библиотеку для детей с особыми образовательными потребностями. Мы регулярно пополняем нашу школьную библиотеку, на данный момент она, без преувеличения, — лучшая в городе по наполнению.
Принять участи в конкурсе для библиотек «Читаем классику в библиотеке»
Об учебниках
Что такое закупка литературы — я знаю не понаслышке. Мы имеем определенные ресурсы на закупку. Когда мы закупаем учебники — количество купленных учебников в разы меньше того, что мы покупаем из художественной литературы. Конечно, это очень странная и настораживающая ситуация.
Мне бы хотелось видеть учебник, не только как красивую книгу, которую приятно взять в руки. Я считаю, что учебника должно быть достаточно для подготовки к экзаменам. Учебник будущего должен полностью отрабатывать образовательные навыки. Хотелось бы, чтобы авторы учебников воспринимали ученика полноправным участником образовательного процесса, который в жестких условиях должен осваивать приличные объемы материала.
Конечно, выпускаются замечательные учебники, которые содержат много знаний, а авторы учебников ставят своей основной целью — донести эти знания до ученика. При этом коллективы авторов забывают о потребностях ученика, которому сложно ориентироваться в таком массиве информации и сопоставлять полученные знания по разным предметам с миром вокруг.
Каталог учебной продукции «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ»
Об ЭФУ
На мой взгляд, ЭФУ — это следующий шаг к будущему развитию нашей системы образования. Единственное препятствие этому — электронные учебники не объединены в единую смысловую систему. Каждый учебник — проект одного авторского коллектива, при этом нет взаимосвязи между разными предметами. Ученик 5 класса, к примеру, по истории и по литературе изучает схожие темы. При этом, изучение похожих тем по разным предметам никак не пересекается — я вижу, что не хватает межпредметной интеграции. Не хватает единого комплекса, все, что мы видим сейчас — это элементы мозаики разных пазлов.
Читайте также:
- Вся методическая помощь учителю
- Электронная форма учебника: 10 советов по использованию
- Итоги Всероссийского педагогического съезда по русскому языку и литературе