Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Алюминий, его физические и химические свойства. Химия. 9 класс. Конспект урока

Цели урока:

  • продолжить формирование представлений у учащихся о переходных элементах, умения составлять уравнения химических реакций с участием простых веществ;
  • Развитие умений логически рассуждать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой;
  • Формирование умений работать в группе, способствовать формированию культуры умственного труда, уверенности в своих силах, воспитание коммуникативности, ответственности .

Оборудование: Алюминий (фольга, пудра, лист, проволока), растворы HCl, H2SO4, CuSO4,пробирки, штативы, дистиллированная вода.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-исследование

Ход урока

1. Организационная часть урока

2. Актуализация знаний учащихся

Проверка домашнего задания: самопроверка и самооценка.

(На доске уравнения реакций.)

Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

 

1. K → K2O → KOH → K2SO4

4K + O2 = 2K2O

K2O + H2O = 2KOH

2KOH + H2SO4 = K2SO4 + H2O

 

2. Mg → MgO → MgCl2 → Mg(OH)2 → MgO

2Mg + O2 = 2MgO

MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O

MgCl2 + 2KOH = Mg(OH)2 + 2KCl

Mg(OH)2 = MgO + H2O

 

III. Изучение нового материала

1. Учитель: Сегодня вы проведете независимое расследование в удивительном мире металлов. Мы с вами уже познакомились с 2 семействами металлов. И поведем разговор о простом веществе – металле, рассмотрим его с точки зрения разных наук. Ведь, как известно, химия – наука, в которой переплелись и биология, и история и физика. А о каком металле пойдет речь, вы скажете сами, прослушав стих-загадку.

В тринадцатой квартире
Живу, известный в мире
Как проводник прекрасный.
Пластичен, серебрист.
Еще по части сплавов завоевал я славу
И в этом деле я специалист.
Вот мчусь я, словно ветер,
В космической ракете.
Спускаюсь в бездну моря,
Там знают все меня.
По внешности я видный,
Хоть пленкою оксидной
Покрыт, она мне – прочная броня.
Я мягкий, легкий, ковкий
Сверкаю в упаковке.
Обернуты конфеты блестящею фольгой.
Для плиток шоколада
Меня немало надо,
А раньше был я очень дорогой.

О каком металле пойдет речь?

(На доске появляется словосочетание «Крылатый металл».)

2. Для получения достоверных и разнообразных сведений об алюминии, мы разделимся на оперативные группы: историков, физиков, биологов и геологов. Каждая группа получит инструкцию по проведению расследования и необходимую литературу: учебники, рефераты учащихся, энциклопедию по неорганической химии, журнал «Химия в школе».

У каждого из вас карта независимого расследования. Ваша задача: заполнить все 4 блока по мере поступления сведений об алюминии. Итак, запишем тему урока «Алюминий, его физические и химические свойства».

Историки получают инструкцию и заполняют 1 блок «ИСТОРИЯ», физики – 2 блок «ФИЗИКА», биологи – 3 блок «БИОЛОГИЯ», геологи - 4 блок «ГЕОЛОГИЯ», а за мной остается 5 блок «Химические свойства алюминия.

Каждая группа работает по инструкции в течение 5 минут, затем – устный отчет каждой группы.

Инструкция составления исторической справки группой историков

Цель: Подготовить историческую справку об открытии алюминия.

Порядок действий:

  1. Прочитайте текст.
  2. Внесите в блок «ИСТОРИЯ» своей карты расследования сведения об открытии алюминия.
  3. Подготовьте устный отчет.

Инструкция проведения «следственного эксперимента» группой физиков

Цель: Выявить физические свойства алюминия.

Порядок действий:

  1. Покажите на таблице кристаллическую решетку алюминия.
  2. Прочитайте текст.
  3. Внесите в блок «ФИЗИКА» своей карты расследования сведения о физических свойствах алюминия и подумайте, какое физическое свойство алюминия вы могли бы продемонстрировать сами.
  4. Подготовьте устный отчет.

Инструкция проведения «биохимического анализа» группой биологов.

Цель: Выявить содержание алюминия в живой природе.

Порядок действий:

  1. Прочитайте текст.
  2. В блок «БИОЛОГИЯ» своей карты расследования внесите сведения о содержании алюминия в живых организмах.
  3. Подготовьте устный отчет.

Инструкция проведения «дактилоскопического исследования » группой геологов.

Цель: Выявить области распространения алюминия.

Порядок действий:

  1. Прочитайте текст.
  2. В блоке «ГЕОЛОГИЯ» своей карты расследования обозначьте места распространения алюминия.
  3. В виде, каких соединений встречается алюминий в природе? Покажите образцы.
  4. Подготовьте устный отчет.

3. Учитель на доске заполняет такую же карту расследования по мере выступления участников расследования. (Приложение 1.)

4. Учитель: Настало время провести химическую экспертизу предложенных материалов.

– Какова особенность строения атома алюминия?

– Как это отразится на химических свойствах?

– С какими веществами взаимодействует алюминий?

Объяснение учителя с демонстрацией опытов.

1. С неметаллами Г2; S, C

формулы

2. С кислородом O2 (демонстрация опыта)

формула

3. C водой (при обычных условиях нет)

2 Al + 6 H2O =2Al (OH)3 + 3H2

4. С растворами кислот: HCl, H2SO4 (лабораторный опыт)

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

А вот концентрированные серная и азотная кислоты пассивируют алюминий, образуя на поверхности металла плотную, прочную пленку, которая препятствует дальнейшему протеканию реакции.

Где можно использовать это свойство алюминия?

5. С растворами щелочей, образуя алюминаты

2Al + 2NaOH + 2H2O = 2NaAlO2 + 3H2

Вывод: Алюминий – переходный металл.

6. С растворами солей (лабораторный опыт)

2Al + 3CuSO4 = Al2(SO4)2 + 3Cu

7. С оксидами металлов (алюминотермия)

2Al + 3Fe3O4 = Al2O3 + 9Fe

5. Итак, по результатам нашего расследования составьте досье на алюминий.

Алюминий – переходный металл, открытый сравнительно недавно. В химических реакциях – восстановитель с постоянной степенью окисления +3. Взаимодействует с простыми веществами: галогенами, серой, углеродом, кислородом. Также взаимодействует со сложными веществами: с водой, растворами кислот, щелочей. На его свойствах основано широкое применение алюминия в народном хозяйстве.

6. Выводы. Обобщение материала в форме игры «Логические цепочки».

Начало фразы «Алюминий – металл…». Далее ученик повторяет его и составляет предложения, характеризующие алюминий со словами

  • «потому что»
  • «следовательно»
  • «однако»

IV. Итог урока

V. Домашнее задание

§13. Проведите повторный физико-химический анализ – выучите материал по учебнику. Напишите «досье» на алюминий или сказку про алюминий.

Список литературы

  1. О.С.Габриелян «Химия. 9 класс». М.: Дрофа, 2005.
  2. О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя. Химия, 9 класс». М.: Дрофа, 2002.
  3. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 9». М.: Просвещение, 1989.
  4. Энциклопедия школьника «Неорганическая химия». М.: Советская энциклопедия, 1975.
  5. Рефераты учащихся по элективному курсу «Металлы в окружающей среде и здоровье человека».
  • Алюминий, его физические и химические свойства. Химия. 9 класс. Конспект урока

  • Алюминий, его физические и химические свойства. Химия. 9 класс. Приложение

Учебные издания по теме

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Поделиться в социальных сетях:
Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться