Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

«Алгоритм успеха» для задач по физике

2 апреля 2016 года на Дне учителя физики, проходившем в рамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов, выступил Павел Юрьевич Боков, кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, с лекцией «Алгоритмические подходы к решению задач по физике на примере использования УМК "Алгоритм успеха"».

По мнению Павла Юрьевича, все ученики, кроме тех, кто вообще не интересуется физикой, делятся на две группы. Первая – «теорию выучил, но с задачами не справился», а вторая – «хорошо решает, но с теорией не дружит».

Учеников первого типа – большинство. В аттестате у них будет приличная оценка по физике, но нельзя сказать, что они будут достаточно компетентны. У ребят из второй группы выше шанс сдать ОГЭ – но при этом они не смогут объяснить, как им удалось решить задачу. В любом случае, чтобы добиться нужного результата, учитель должен и первых, и вторых научить решать осмысленно.

– Я уверен: физику невозможно понять, не решая, – подчеркнул докладчик. – Единственный путь к пониманию – решить огромное количество самых разнообразных задач. А умение решать складывается из двух составляющих: глубокого понимания сути явлений и четкого алгоритма действий.

УМК «Алгоритм успеха» ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» – это сборник алгоритмов. В нем объясняется, почему мы сначала совершаем одно действие, а потом другое, и почему наоборот будет сложно и неправильно. Именно такое издание способно через решение задач создать у учащегося крепкую основу для понимания физики. 

Есть в нем и советы по оценке правдоподобности решения: возможно ли в окружающем мире то, что ты здесь только что нарешал? Что может означать ноль под дробной чертой, отрицательное число? Что это – алгебраическая ошибка или отражение реального физического явления?  

Лектор отметил, что достаточно разобрать три-четыре толковые задачи одного типа, чтобы запомнить алгоритм. А если учесть, что и алгоритмы между собой похожи – научить ребенка решать задачи не составит труда.

Учителям было предложено разобрать задачу по механике – рассчитать, каким будет максимальное ускорение автомобиля. Если сразу рассмотреть колесо автомобиля, прикинуть все условия и учесть все погрешности, окажется, что задача нерешаемая. Но мы преследуем цель решить, а не отбраковать, поэтому начинаем с детализации модели: чем здесь можно пренебречь? Введем систему отсчета. Далее перечислим все силы, которые действуют на колесо, и их направления. Затем следует определение проекций сил на координатные оси – и только после этого можно записывать уравнение. 

Учителя сначала пожимали плечами – зачем так сложно? Однако, когда задачи стали усложняться, идея алгоритма показалась всем вполне обоснованной. 

В конце уже решались олимпиадные задачи 2015 года: что только ни происходило там с грузами, досками и шариками! Они и скользили, и тормозили, и разгонялись – но было ясно, что ученик не впадет в ступор:

– Весь наш разговор об алгоритмах позволяет эту неприятную, запутанную, сложную задачу разбить на части и рассмотреть по отдельности, – заметил Павел Боков в заключении лекции. – Поверьте, это касается любой темы и любого типа задачи.  

«Марафон-2016» / Расписание дней


Поделиться в социальных сетях:
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться