Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

На Дне учителя начальной школы обсудили проблемы УУД

Объединенная издательская группа «ДРОФА – ВЕНТАНА» в рамках XV Всероссийского педагогического марафона провела встречу с учителями на тему «Планирование и контроль формирования универсальных учебных действий».

Занятие вели Оксана Анатольевна Рыдзе и Марина Ивановна Кузнецова, научные сотрудники ИСРО РАО. Из четырех интереснейших мероприятий, которые в это время шли на марафоне, большинство участников выбрали именно это! Актуальная тема, что и говорить.

Лекторы по очереди (Марина Ивановна – про русский, Оксана Анатольевна – про математику) рассказывали о формировании УУД в разных разделах учебных курсов.

– Авторы заложили в материалы и предметные, и метапредметные результаты. Ваша задача увидеть это, – звучало в зале, и на экран проецировались материалы.

Например, тематическое планирование в 4 классе. Три столбца: содержание, тема, характеристика деятельности учащихся. Третий – самый широкий, и чего там только нет: обобщать, наблюдать, формировать, контролировать, учитывать, определять, преобразовывать, обосновывать, осуществлять, устанавливать причину…

– Это не значит, что всё обязательно. Тут то, что можно сделать, а вы выбираете нужное для вашей ситуации обучения, – говорил лектор.

Действительно, очень часто стремление к правильным словам на бумаге создает иллюзию, что все это уже осуществилось, тогда как ни шагу к реальному продвижению не сделано.

Реальные шаги авторы комплекта «Школа XXI века» тоже демонстрировали: на экран выводили упражнения, материал которых можно трактовать с разных точек зрения. Буквально – ответ зависит от того, как человек думает и понимает этот материал. И тут, конечно, важно иметь свою точку зрения, уметь ее обосновать.

И в целом, на лекции всё было понятно: вот часть программы, вот список УУД, вот страницы с упражнениями – пазл идеально складывался.

– Надо только следовать методическим рекомендациям авторов. И, конечно, учитывать возможности разных категорий детей, – говорили нам.

На самом деле все не так банально:

– Эту задачу можно решить четырьмя способами. Если ученик хотя бы один способ найдёт, это соответствует его базовому уровню.

Вот так. А если не найдет? Или пятый придумает?

Учить непросто. Обсуждались действия по моделированию (по своей модели, по данной, по выбранной). Очень подробно рассказывалось о классификации, выборе криетриев для нее. И везде подробная кропотливая пошаговая работа, ничего с наскока.

Сегодня сотрудники Центра Виноградовой разрабатывают операционализацию УУД – а наши лекторы как раз сотрудники, и мы вправе ждать еще большей детализации описаний учебной деятельности.

– Надо представлять шаги, которыми ведем детей к новому. Понимать, куда мы пришли, а для этого ранжировать используемые универсальные действия, выделять приоритеты.

Надо, наверное. Но без фанатизма. А то перемудрим, как четвероклассники на пробной ВПР. Задачу про сто листов, из которых 10 процентов взяли, и «на сколько меньше стало листов» – не могут решить. То есть могли бы, если б в смысл вникали, а то сразу: «на проценты!».

Также слушатели узнали о совершенствовании методических пособий комплекта. Теперь книги снабжены папками, то есть добавочными брошюрами, в которых даны модели контроля. Например, папка «Что умеет второклассник»: тут и диагностика, и свидетельство приращений УУД (папкой пользуются в начале года, в середине и в конце).

В общем, судя по ошеломляющей насыщенности лекции, люди работают! И с соседних рядов слышалось: «Надо мне купить… как-то всё это мне нравится».

Людмила Кожурина


Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться