Урок 8. Развитие представлений о строении мира
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)
Астрономия
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Сформировать представления о становлении астрономической картины мира.
Задачи урока
- Проанализировать становление системы мира Аристотеля, структуру и содержание геоцентрической системы мира Птолемея; охарактеризовать гелиоцентрическую систему мира Коперника; рассмотреть преимущества и недостатки системы мира Коперника, границы ее применимости; охарактеризовать значение достижений наблюдательной астрономии для подтверждения гелиоцентрической системы мира.
Виды деятельности
-
Строить логичные устные высказывания; представлять результаты самостоятельной исследовательской деятельности по наблюдению астрономических явлений; использовать знания из различных учебных дисциплин; характеризовать теории, описывающие систему мира; выполнять логические операции – сравнение, абстрагирование; осуществлять рефлексию познавательной деятельности.
Ключевые понятия
-
Геоцентрическая система мира, гелиоцентрическая система мира, петлеобразное движение планет, эпицикл, деферент.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к деятельности | В ходе беседы акцентируется внимание на значении точности в измерении промежутков времени и летоисчислении. Необходимо обратить внимание учащихся на различие в требуемой точности измерения времени в древности и в современном мире. |
2 | 2. Актуализация опыта и предшествующих знаний | На экране представлен план характеристики проведенных учащимися наблюдений. В ходе проверки акцентируется внимание на методике проведения наблюдений, верном определении фаз Луны, характера перемещения Луны относительно выбранных ориентиров, времени видимости (утро, вечер, ночь). Сравнивается ход выполнения работы, предложенный различными учащимися. Обсуждается вопрос об использовании дополнительных источников информации. |
3 | 3.1. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | Учитель демонстрирует изображения, иллюстрирующие представления об устройстве мира в различных культурах. Учащимся предлагается представить доклад «Достижения и уровень знаний древнейших астрономов». При обсуждении доклада акцентируется внимание на данных, полученных в древних обсерваториях, их значимости для последующего создания геоцентрической, а затем и гелиоцентрической систем мира. Организуется беседа о представлениях о строении мира, характерных для древности. При этом подчеркивается, что в древности было естественным, осмысляя информацию, получаемую с помощью органов чувств, считать Землю неподвижной, плоской, находящейся в центре мира. |
4 | 3.2. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | На экране представлены вопросы, позволяющие сформулировать проблему: что являлось предпосылками к развитию картины мира от мифологических представлений до состояния научной теории? В беседе формулируется тема урока. |
5 | 4.1. Открытие нового знания учащимися | В совместной беседе определяются характеристики, позволяющие описать картину мира на различных этапах ее развития. На экран выводится план характеристики теорий о строении мира. |
6 | 4.2. Открытие нового знания учащимися | Учитель представляет графическую модель системы мира Птолемея, организует обсуждение элементов, изображенных на рисунке. Учащиеся представляют доклады «Система мира Аристотеля», «Система мира Птолемея». В беседе акцентируется внимание на наличии в теории Аристотеля логики научного доказательства, возможности с ее помощью объяснить затмения, а также на отсутствие в ее основе научных фактов. Подчеркивается непротиворечивость геоцентрической системы мира как математической теории и ошибочность как астрономической. |
7 | 4.3. Открытие нового знания учащимися | Учитель представляет анимацию "Геоцентрическая система мира", подчеркивает основные особенности геоцентрической системы. Учащиеся, используя содержание представленных докладов и анимацию, письменно самостоятельно характеризуют геоцентрическую систему мира. При анализе докладов используется план характеристики теории, разработанный на предыдущем этапе. |
8 | 4.4. Открытие нового знания учащимися | Учащиеся представляют доклады «Система мира Коперника», «Открытия Галилея». Учитель демонстрирует изображение 1, представляющее строение мира в теории Коперника. В беседе акцентируется внимание на наличии в теории круговых орбит планет, менее успешном объяснении видимого движения планет. Используя изображения 2 и 3, учитель подчеркивает основные достоинства теории: возможности объяснить петлеобразное движение планет, смену дня и ночи, видимое годичное движение планет. |
9 | 4.5. Открытие нового знания учащимися | Используя рисунки, учитель организует беседу о возможности дать научное объяснение петлеобразному движению в рамках гелиоцентрической системы, подчеркивается ограниченность возможностей геоцентрической системы для объяснения научных фактов. |
10 | 4.6. Открытие нового знания учащимися | Учитель представляет анимацию "Гелиоцентрическая система мира". После просмотра анимации учащиеся письменно самостоятельно характеризуют гелиоцентрическую систему мира по разработанному плану. |
11 | 5.1. Включение нового знания в систему | Учитель организует фронтальное обсуждение вопросов, направленных на применение полученных знаний. |
12 | 5.2. Включение нового знания в систему | Учитель сопровождает процесс самостоятельного выполнения учащимися задания с последующим обсуждением. |
13 | 6. Рефлексия деятельности | В ходе обсуждения ответов на рефлексивные вопросы необходимо акцентировать внимание на значимости обеих теорий для развития науки. Учитель напоминает учащимся о проблемном вопросе, сформулированном в начале урока, и предлагает сформулировать ответ на него. |
14 | 7. Домашнее задание |