02 сентября 2019, 03:00
678
15 мин

Летняя школа для учителей математики. Система задач с параметрами в учебно-методическом комплексе А. Г. Мерзляка

Методика преподавания темы «Решение задач с параметрами».

Летняя школа для учителей математики. Система задач с параметрами в учебно-методическом комплексе А. Г. Мерзляка

5 класс

Готовить учеников к задачам с параметрами можно уже с пятого класса. В учебнике А. Г. Мерзляка реализована пропедевтика по данной теме.

Примеры заданий

№275. Какое число надо поставить вместо а, чтобы корнем уравнения:
1) (х + а) – 7 = 42 было число 22;
2) (ах) + 4 = 15 было число 3?


№276. Какое число надо подставить вместо а, чтобы корнем уравнения:
1) (х – 7) + а = 23 было число 9;
2) (11 + х) + 101 = а было число 5?

6 класс

Ученикам предлагаются полноценные задания с параметрами, однако подробный разбор решений еще не представлен. От школьников требуется не исследовательский подход, а эвристическая догадка.

Примеры заданий

№1171. При каких значениях а уравнение не имеет корней:
1) ах = 1;
2) (а – 2) х = 3?


№1172. Найдите все целые значения а, при которых корень уравнения является целым числом:
1) ах = - 14;
2) (а – 2) х = 12.


№ 1173. Найдите все целые значения m, при которых корень уравнения является натуральным числом:
1) mx = 20;
2) (m + 3) x = - 18

Математика. 6 класс. УчебникМерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.
Учебник предназначен для изучения математики в 6 классе общеобразовательных учреждений. В нём предусмотрены уровневая дифференциация, позволяющая формировать у школьников познавательный интерес к математике.

7 класс

Уже со второго параграфа («Линейное уравнение с одной переменной») школьники осваивают исследовательский подход к решению заданий с параметрами. В учебнике показаны различные ситуации и способы действий. Учеников подводят к интерпретации полученных результатов и соответствующему анализу. В конце учебного года снова идет обращение к параметрам — в теме «Система линейных уравнений с двумя переменными».

Примеры заданий

№ 61. При каком значении а уравнение:
1)
ах = 6;
2) (3 –
а) х = 4;
3) (
а – 2) х = а + 2


№ 63. При каких значениях а уравнение:
1) (
а – 5) х = 6;
2) (
а + 7) х = а + 7


№ 65. Решите уравнение:
(
m + 8) x = m + 8.


№ 67. В равенстве 2 (1,5х – 0,5) = 7х + * замените звездочку таким выражением, чтобы получившееся уравнение:
1) не имело корней;
2) имело бесконечно много корней;
3) имело один корень.

8 класс

На данном этапе большинство тем уже имеет то или иное отношение к задачам с параметрами. Например, «Квадратные корни»: при обосновании того, почему квадратное уравнение x2=4 имеет два корня, авторы предлагают наглядный графический метод. Ученикам показывается, каким образом в дальнейшем они будут строить свои рассуждения при графическом способе решения задач. Чтобы школьники не просто познакомились с терминологией, а отработали такой подход, задания включены в учебник систематически. Так начинается подготовка к ЕГЭ — и это базовый уровень!

Примеры заданий

№ 649. При каком значении а уравнение (а — 2 ) х2 + (2а — 1) х + а2 — 4 = 0 является:
1) линейным;
2) приведенным квадратом;
3) неполным неприведенным квадратом;
4) неполным приведенным квадратом?

№ 650. Определите, при каком значении а один из корней квадратного уравнения равен 0, и найдите второй корень уравнения:
1)
х2 + ах + а – 4 = 0;
2) 4
х2 + (а – 8) х + а2 + а = 0;
3)
ах2 + (а + 3) х + а2 – 3а = 0.

№ 767. Для каждого значения а решите уравнение:
1) (
а2а – 6) х = а2 – 9;
2) (
а2 – 8а + 7) х = 2а2 – 13а – 7.

№ 768. Для каждого значения а решите уравнение (а2 + 7а – 8) х = а2 + 16а +64.

Алгебра. 8 класс. УчебникМерзляк А.Г.,Полонский В.Б.,Якир М.С./Под ред. Подольского В.Е.
Учебник предназначен для изучения алгебры в 8 классе общеобразовательных организаций. В нём предусмотрена уровневая дифференциация, позволяющая формировать у школьников познавательный интерес к алгебре.

9 класс

Теперь параметр рассматривается в неравенствах и системах неравенств: от простого к сложному. Упражнения в учебнике А. Г. Мерзляка составлены таким образом, что они являются готовыми тренажерами для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике.

Примеры заданий

№ 217. При каких значениях а корни уравнения х2 – (4а – 2) х + 3а2 – 4а + 1 = 0 принадлежат промежутку [-2; 8]?

№ 218. При каких значениях a один из корней уравнения 3х2 – (2а + 5) х + 2 + аа2 = 0 меньше -2, а другой – больше 3?

Задачи с параметром в углубленном курсе

В учебниках А. Г. Мерзляка углубленного уровня реализован фундаментальный подход к изучению темы. Дано непосредственное понятие «параметр», чего нет в курсе базового уровня. Подробно рассматривается графический метод, чтобы ученикам не составило труда работать с системой координат, где значение параметра откладывается по оси ординат.

Приведем примеры разбора уравнения.

9 класс. Тема «Квадратичная функция, ее график и свойства»

При каких значениях параметра а модуль разности корней уравнения х2 – 6х + 12 + а2 – 4а = 0 принимает наибольшее значение?

Решение

Преобразуем данное уравнение: (х – 3)2 + (а – 2)2 = 1.


Его графиком в системе координат ха является окружность.

Если прямая а = а0 пересекает окружность в точках А и В, то модуль разности корней уравнения равен длине отрезка АВ. Следовательно, надо найти такое положение прямой а = а0, при котором хорда АВ имеет наибольшую длину. Это условие выполняется тогда, когда хорда АВ является диаметром окружности. Отсюда а = 2.

Павлова Татьяна Николаевна

Ведущий методист по математике корпорации "Российский учебник"

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Математика,Основное общее образование

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль