Русский язык и литература. Работа с концептами при подготовке к ЕГЭ. 10 класс (36 ч). Образовательная программа элективного курса
Автор материала: Приходько Виктория Олеговна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г. Нижнего Новгорода
Пояснительная записка
Интегрированный курс ориентирован на освоение обучающимися ключевых идей учебных предметов, относящихся к единой предметной области. Это обеспечивает реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования. Программа, рассчитанная на организацию работы с концептами (интеллект-картами, картами памяти, ассоциативными картами, картами мыслей), может быть использована на уроках литературы в 5-9 классах при повторении, систематизации и обобщении изученного (приложение 1). На внеклассных занятиях при подготовке к предметным олимпиадам по литературе концепты помогут установлению взаимосвязей между изученными произведениями. В 10 классе работа с концептами, выполненными в виде схем (графов), поможет обучающимся повторить базовый курс литературы, что позволит быстро находить аргументы при составлении текстов-рассуждений. Это обеспечит качественную подготовку к написанию сочинения-эссе в части С ЕГЭ по русскому языку. Концептуализированные «описания» духовных ценностей на уроках литературы сгладят «фреймовость» текстов, включенных в школьную программу 5-9 классов средней школы, и создадут прочную основу для подготовки в дальнейшем к экзамену на зрелость – ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Цель курса – обучить составлению концепта, подбору аргументов из прочитанных на уроках литературы произведений и построению текстов на основе.
Задачи курса:
- Обучение графическому приему «упаковки» большого объема информации.
- Использование различных видов упражнений на кодирование информации.
- Знакомство с правилами визуализации информации.
- Различные варианты интерпретации графов.
- Написание сочинений-рассуждений.
Достижению цели и решению задач способствуют разного вида индивидуальные упражнения (замена слов символами, символов – рисунками без словесного сопровождения; «выращивание» дерева со стволом, ветками, листьями; представление концепта в виде картины художника; добавление линий взаимосвязи; создание компьютерных версий концепта) и коллективные упражнения с интеллект-картами (обсуждение в малых группах; создание первоначальных и поликатегориальных, комплексных карт; долгосрочные творческие проекты на основе графов и др.). В средней основной школе программа литературного образования позволяет составлять концепты «Детство», «Одиночество», «Государство», «Дом», «Юродивый», «Мораль», «Долг», «Выбор», «Музыка», «Природа», «Природная стихия», «Русский язык», «Искусство», «Чтение» и др.
Существующие в настоящий момент учебные программы и методические пособия по литературе не ставят перед собой задачу представить программный материал в удобном для запоминания виде, обучить приемам «сгущения» информации и визуализированного её представления. Учебные программы и методические пособия по подготовке к экзаменационному сочинению по русскому языку не преследуют цели научить использовать изученное на уроках литературы в 5-9 классах в качестве аргументов при написании эссе. Данная программа интегрированного элективного курса позволяет учителю систематизировать литературный материал и применять эти знания на разных этапах подготовки к выполнению творческой части экзаменационной работы.
В государственных образовательных стандартах определены требования к результатам обучения литературе: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Задачей первого этапа формирования «человека облагороженного образа» средствами литературы является прояснение непосредственно наблюдаемых отраженных в лучших художественных произведениях особенностей русского уклада жизни, толкование буквального смысла отношений между людьми, т.е. знакомство с концептосферой русского народа (термин введен Д.С.Лихачевым).
Организация работы с концептами на уроке литературы позволяет осуществлять метапредметный подход к обучению. Вслед за автором «Словаря русской культуры» Ю.Степановым, мы придерживаемся следующего определения «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт — это то, посредством чего человек — рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» — сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее».
Обучение, построенное на работе с концептами, способствует воспитанию квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. Это и является задачей литературного образования в средней школе.
Основные формы контроля при изучении курса:
- Составление собственного варианта интеллект-карты по данному (первоначальному).
- Сочинение по прочитанному тексту с проверкой по критериям оценки выполнения задания с развернутым ответом в части С ЕГЭ-11 по русскому языку.
- Оценка работы малой группы при выполнении творческого проекта.
- Отзыв на предметное портфолио по курсу.
Предметные результаты изучения интегрированного элективного курса
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализа текста с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умениями представлять тексты в виде тезисов, конспектов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Учебно-тематический план программы
Содержание изучаемого курса
На изучение всего курса отводится 36 часов
I. Введение (4 часа)
Понятие «концепт», «тема текста», «символ», «идея текста», «вечные темы». Дефиниционная и признаковая составляющая концепта. Когнитивная составляющая концепта. Информационно-понятийное ядро. Интерпретационная составляющая концепта. Прагматическая составляющая концепта.
II. Принципы построения концепта (10 часов)
Извлечение информации из прочитанного текста. Анализ текста с точки зрения темы и идеи текста. Упорядочивание информации, извлеченной из прочитанного текста, с помощью приема построения графа. Работа с памяткой «Рекомендации по составлению графа (по Т.Бьюзену)». Алгоритм построения концепта. «Свертывание» информации, извлеченной из прочитанного текста Оформление материалов для портфолио.
III. Концептуальное поле темы как объяснительная модель (15 часов)
Принцип «от частного к общему». Модель концептуального поля темы «Детство», «Дом», «Природа», «Стихия», «Государство», «Долг», «Одиночество», «Юродивый», «Нравственные уроки», «Музыка», «Русский язык», «Чтение». Перекодирование первоначальных концептов. Поиск аргументов по проблеме в указанных художественных произведениях.
IV. Принцип «Принимай», «Применяй», «Приспосабливай» (4 часа)
Коллективный творческий проект в малых группах. Защита проекта.
V. Обобщение (4 часа)
Оформление материалов для портфолио. Написание сочинения-рассуждения
Разделы |
Темы |
Кол-во часов, отведенных на теоретические занятия |
Кол-во часов, отведенных на практические занятия |
I. Введение |
Понятие «концепт», «тема текста», «символ», «идея текста», «вечные темы» |
2 |
2 |
II. Принципы построения концепта |
1. Извлечение информации из прочитанного текста. Анализ текста с точки зрения темы и идеи текста |
2 |
2 |
2. Алгоритм построения концепта. Оформление материалов для портфолио. |
2 |
2 |
|
3.«Свертывание» информации, извлеченной из прочитанного текста |
1 |
1 |
|
III. Концептуальное поле темы как объяснительная модель |
1. Модель концептуального поля темы «Детство», «Дом» |
1 |
2 |
2. Модель концептуального поля темы «Природа», «Стихия» |
1 |
2 |
|
3. Модель концептуального поля темы «Государство», «Долг» |
1 |
2 |
|
4.Модель концептуального поля темы «Одиночество», «Юродивый», «Нравственные уроки» |
1 |
2 |
|
5. Модель концептуального поля темы «Музыка», «Русский язык», «Чтение» |
1 |
2 |
|
IV. Принцип «Принимай», «Применяй», «Приспосабливай» |
Коллективный творческий проект |
3 |
1 |
V. Обобщение |
Оформление материалов для портфолио. Написание рассуждения |
2 |
2 |
ИТОГО |
17 ч |
19 ч |