Нормативно-правовые основы организации работы инклюзивной группы
Ценность включения детей с ОВЗ в образовательные и социальные процессы признана на государственном уровне. Но эффективность развития инклюзивного обучения невозможна без законодательных основ. С чего начать организацию работы инклюзивной группы? На какие документы и акты опираться? Как принимать детей и какую документацию должен вести педагог-дефектолог? Ответами на эти вопросы поделилась кандидат педагогических наук, член правления ММА Оксана Борисова.
Общие правовые документы
Во всем мире при создании инклюзивных групп опираются на важные международные правовые документы, такие как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция ООН о правах ребенка, Саламанкская декларация о принципах политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и многие другие. Хорошей практикой будет иметь все эти общие документы под рукой в вашей образовательной организации и изучать их вместе с педагогическим составом.
Федеральные документы Российской Федерации закрепляют право детей с ОВЗ на получение образования. В рамках Национального проекта «Образование» до 2024 года реализуется Федеральный проект «Новые возможности для каждого», в котором запланированы основные направления работы по созданию релевантных условий для детей с ОВЗ.
Отдельного внимания заслуживает недавний Приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. № 32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014».
Документ вносит ясность во многие аспекты организации образовательной работы. Согласно этому приказу, содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой дошкольного образования, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
Организация работы инклюзивной группы
Если вы планируете организовать инклюзивную группу, то в первую очередь должны быть разработаны локальные акты деятельности педагогов и ваших групп. Следующий шаг — создание локальных актов, касающихся приема детей в образовательное учреждение. Последнее — организация психолого-педагогического сопровождения, создание комфортной среды и организация коррекционной работы.
Локальные акты ДОУ по организации работы инклюзивных групп:
- устав,
- положения,
- приказы,
- договоры.
Образовательная и коррекционная деятельность:
- ООП — основная образовательная программа;
- АООП — адаптированная основная образовательная программа (для групп с какой-то одной особенностью здоровья);
- АОП — адаптированная образовательная программа;
- ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут;
- ИОМ — это документ, регламентирующий форму организации обучения, основанной на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации индивидуальных образовательных потребностей детей.
Все эти документы утверждаются приказом руководителя учреждения.
Также необходимо предусмотреть основные положения, такие как: прием детей с учётом рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии и для ребенка с инвалидностью — индивидуальной программы реабилитации), обучение на основании индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы, создание специальных образовательных условий, заключение договора с родителями, организация сетевого взаимодействия и др.
Организация приема детей
Для первичного приема в детский сад родителю (законному представителю) ребенка потребуется подать личное заявление, а также предъявить:
- оригинал документа, удостоверяющего личность родителя;
- оригинал свидетельства о рождении ребенка;
- документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или месту пребывания;
- медицинское заключение.
Дети могут поступить в образовательное учреждение только с заключением психолого-педагогической комиссии. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более трех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
После приема документов детский сад должен заключить с родителями ребенка договор по программам дошкольного образования. Зачислить ребенка в детский сад обязаны в течение 3 рабочих дней после заключения договора.
Еще до поступления ребенка нам надо выяснить, какие проблемы со здоровьем он испытывает, чтобы понимать, как и по какой программе выстраивать работу, и как будет проходить адаптация. Все эти аспекты необходимо прописать в договоре.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк)
Их работа регулируется документами:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N1082 г. Москва «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
Комиссия проходит на уровне города или района, консилиум — в рамках образовательной организации.
Задачи ПМПк:
- Всестороннее обсуждение проблем ребенка с целью выявления составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь (определение стратегии обучения и коррекции).
- Утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов.
- Утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, ознакомление и согласование их с родителями (законными представителями).
- Рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных).
- Включение родителей в деятельность службы сопровождения.
- Повышение компетенции специалистов в смежных с основной профессиональной деятельностью направлениях.
Документация:
- план работы ПМПк;
- протоколы заседаний ПМПк;
- протоколы первичных представлений на ПМПк;
- педагогическая характеристика;
- направление на городской (районный) консилиум;
- заключение ПМПк;
- программа индивидуальной работы специалиста ПМПк.
Кто работает в инклюзивной группе?
В инклюзивной группе работают специально обученные воспитатели. Не каждый педагог может работать с детьми с ОВЗ.
Педагоги инклюзивных групп:
- воспитатель,
- учитель-логопед,
- учитель-дефектолог,
- педагог-психолог,
- инструктор по адаптивной физкультуре,
- тьютор.
Документация педагога-дефектолога: анализ и планирование
-
Ежедневный дневник наблюдений за каждым ребенком во время свободной деятельности (сетка по детям). Ежедневный анализ дня — свободной деятельности, общих занятий и других видов деятельности, а также ежемесячный анализ динамики развития детей группы.
-
Дневники-характеристики на каждого ребенка — свободный текст в соответствии с примерным планом ведется в течение всего времени пребывания ребенка в ОУ — от яслей до выпуска из школы, дополнения и изменения вносятся периодически, 1-2 раза в год, а при необходимости и чаще.
-
План на год — разбивка по месяцам на основные познавательные блоки; работа по развитию и совершенствованию среды, групповые и индивидуальные встречи с родителями, походы, праздники и т.п., работа по самообразованию. Ежемесячно в годовом плане добавляется разбивка образовательных тем по неделям, по завершении недели проводится анализ выполнения — цветными текстовыделителями.