Изобразительная грамотность как планируемый результат обучения
Федеральный государственный образовательный стандарт будет изменен. С чем придется столкнуться преподавателям ИЗО в условиях реализации новой версии ФГОС и как правильно оценивать изобразительную грамотность ребенка? На самые актуальные вопросы отвечает кандидат педагогических наук и автор методических пособий Нелли Долгоаршинных.Что будут требовать от учителей ИЗО?
Весной 2019 года на сайте ПреОбразование была вынесена на общественное обсуждение новая редакция ФГОС. Проекты стандартов подготовили ведущие университеты страны: РГПУ имени А.И. Герцена, МПГУ и МГПУ.
Планируется, что бюрократическая нагрузка на учителей будет снижена за счет уточненных требований к структуре основной образовательной программы, и что перечень результатов станет конкретизирован с учетом специфики предметов. При этом для школ сохранится вариативность в формировании программ. Следует отметить, что «рамочный» характер требований будет исправлен не по всем предметам, и изобразительного искусства данное улучшение пока не коснется.
Результаты по предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «ОБЖ» и «Физическая культура» в стандартах не привязаны к классам и их изучение распределено по модулям. Разберем подробнее, что собой представляет планируемый результат «изобразительная грамотность».
В младшей школе обучение должно начинаться со знакомства с художественными материалами. После, через выполнение творческих работ, ребенок развивает художественные навыки. Один из важнейших видов деятельности на начальном этапе: рисование с натуры, когда ребята не повторяют образец, а учатся непосредственно рисованию. Постепенно, от простого к сложному, детей необходимо знакомить с построением композиции и перспективы. Когда ребенку удается нарисовать свою первую объемную фигуру, он испытывает большую радость, что становится мотиватором к дальнейшему обучению. Все это закладывается в модули «Декоративно-прикладное искусство», «Графика», «Живопись», «Скульптура», «Архитектура», «Восприятие произведений искусства», «Азбука цифровой графики».
- Сморите также вебинар: Как научить младших школьников работать с цветом?
В основной школе планируемый результат предусматривает сформированность системы знаний в области основ изобразительной грамоты (конструктивный рисунок, основы цветоведения, пропорции человека и т.д.), а также сформированность сопутствующих умений. Модули связаны с отдельными направлениями, например: «Символика крестьянского дома и народного праздника», «Вечные темы и великие исторические события в искусстве».
Какие проблемы вскрывает обсуждение ФГОС?
В процессе обсуждения планируемых результатов были подняты острые темы, которые являются важными для многих школ. Например, нехватка квалифицированных преподавателей ИЗО, из-за чего в начальной школе изобразительное искусство часто остается «за бортом», в форме домашнего задания. Другой сложный нюанс: введение модуля «Азбука цифровой графики». Не у всех школ есть необходимое техническое оснащение, чтобы в полной мере представить данную тему. В качестве компромисса учителя могут использовать гаджеты школьников, но, опять-таки, не у каждого школьника младших классов в стране есть смартфон.
Некоторые учителя выступили за то, чтобы оставить ИЗО в качестве обязательного предмета только в начальной школе, а также за отмену оценок или введение системы зачет/незачет. Здесь важно помнить, что в школе крайне мало предметов, которые развивают в первую очередь правое полушарие мозга, отвечающее за творчество — но именно формирование изобразительной грамотности помогает вырастить лидеров, инноваторов. Все научные открытия происходят через правое полушарие мозга, поэтому нельзя пренебрегать таким предметом как ИЗО.
Что касается оценивания — это вопрос мотивации детей. Сторонники отмены оценок апеллируют тем, что изобразительное искусство предполагает наличие таланта — однако каждый ребенок имеет те или иные задатки и, исходя из них, способен сгенерировать ассоциации или прочувствовать композицию. Задача же учителя — дифференцировать обучение так, чтобы каждый ученик раскрыл свой творческий максимум.
Как обучать и оценивать «талантливых» и «неталантливых» детей?
Первое оценивание учеников — это стартовая диагностика, которую справедливо называют оцениванием уровня обучаемости. Имеет смысл предложить детям простейшее задание, которое они могут выполнить без помощи и подсказки: например, нарисовать птицу на четверти альбомного листа. Обязательное условие: заранее оговорить с детьми, что выполнить задание нужно быстро. Как только первые пять человек закончили рисунок, пора собирать работы.
Рисунки детей с художественными способностями учитель легко узнает: линии красивые и плавные, есть тонкие детали из жизни. Авторов этих работ можно привлекать к кружковой деятельности, обучению в художественной школе. Будут и работы с жесткими линиями, выполненные явно по алгоритму — в их создателях нужно развивать творческое мышление. Некоторым детям рисование дается особенно трудно — им необходима четкая поэтапная инструкция, чтобы они могли выполнить задание и тоже чувствовали себя успешно.
Конечно, стартовая диагностика — это только начало. За детьми нужно наблюдать, они могут раскрыть себя по-разному. После стартового идет текущее оценивание через устные ответы, работы на уроке, домашние задания, проекты. Итоговая оценка выставляется по результатам выполнения заданий базового или повышенного уровня сложности. Обращаем внимание, что повышенный уровень означает не больший объем работы, а другие действия: например,вместо"узнай и воспроизведи" — «сравни и выдели главное».
Предупрежден — значит вооружен. Новые стандарты пока только в форме проектов, но уже сейчас можно готовиться к их введению и работать на опережение.
#ADVERTISING_INSERT#