2021-2022 учебный год: итоги и перспективы
Что изменилось в системе школьного образования за последний год? К чему привел февральский кризис? Что улучшилось, а какие показатели снизились? И чего ожидать педагогам, родителям и школьникам от нового учебного года? Разобрались вместе с нашими партнерами – проектом Атлас Коммуникации. Изображение: Economist photo created by pressfoto - www.freepik.comНовый ФГОС
Начало 2021-2022 учебного сезона ознаменовало утверждение новых ФГОС начального и основного общего образования. В течение года шла подготовка к их внедрению, а с 1 сентября 2022 они вступят в силу.
Новые стандарты конкретизируют знания и умения, которые ученики должны освоить к концу младшей и средней школы, и продолжают переориентировать образование от знаниевой парадигмы к деятельностной. То есть утверждают, что первоочередная задача школы — давать не информацию, которая может быстро устареть, а универсальные навыки:
- soft skills;
- критическое мышление;
- функциональная грамотность;
- самоорганизация и т.д.
Несмотря на то, что кардинальных перемен новые стандарты не предполагают, они вызвали негодование в учительском и родительском сообществе. И тех и других смутила ориентация на системно-деятельностный подход, увеличение нагрузки на учеников и преподавателей, легитимизация цифровых технологий.
Александр Гиринский, заведующий кафедрой теории познания в Лицее НИУ ВШЭ, считает, что главная причина неприятия новых стандартов — противоречивость самой системы образования. Перед ней ставят новые задачи, но измерители качества остаются прежними.
Например, рейтинги школ формируются по результатам ЕГЭ и олимпиад. И чтобы добиться высоких показателей учителю неизбежно приходится работать в классической знаниевой парадигме. В то же время ФГОС требует перейти к системно-деятельностной, хотя новых инструментов диагностики не предлагает. В результате вместо мотивации появляются дополнительные задачи, результаты которых нельзя количественно оценить.
Поэтому, считает Александр, одна из задач образовательного сообщества на ближайшие годы — найти измерители для сложных навыков. Для этого придется выстраивать горизонтальные связи, общение учителей и администраций школ между собой. Так в перспективе родятся идеи, которые получится вынести на федеральный уровень.Проблема в том, что и в мировом сообществе нет консенсуса, как диагностировать знания и навыки, которые требуют развивать новые ФГОСы. Например, есть разные научные подходы к тому, как оценить уровень критического мышления. Но объективных критериев, которые можно вынести в образовательный стандарт и использовать в экзамене типа ЕГЭ, нет.
Борьба с бюрократией
В сентябре 2021 года Министерство Просвещения РФ начало собирать обращения и предложения по поводу того, как сократить бюрократическую нагрузку на учителей. Реализацией проекта занялась межрегиональная рабочая группа из пяти пилотных субъектов РФ. В конце апреля 2022 года руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев пообещал к сентябрю сократить бумажную нагрузку на преподавателей вдвое.
Наталья Алтыникова, руководитель межрегиональной рабочей группы, объясняет: сейчас классному руководителю приходится заполнять около 50 разных документов, а с сентября должно остаться всего девять. Это:
1) рабочая программа учебного предмета/курса/модуля;
2) журнал учета успеваемости;
3) журнал внеурочной деятельности;
4) журнал по работе с отстающими (по решению школы);
5) отчет об успеваемости (по решению школы);
6) отчет об исполнении рабочей программы учебного предмета(по решению школы);
7) план воспитательной работы;
8) характеристика на ученика (по запросу);
9) документация, связанная с проведением внешкольных мероприятий.
Государственная дума приняла законопроект, согласно которому министерство Просвещения установит этот перечень документов, и за его пределами никто не сможет потребовать от учителя дополнительных бумаг. И с 1 сентября 2022 года количество отчётности у учителей реально сократится.
Бум СПО
В 2021 году в российские колледжи пришло рекордное число абитуриентов, а общая численность студентов в системе СПО выросла на 97,5 тысяч человек по сравнению с 2020-м. Это подтверждает тенденцию, которую исследователи наблюдают в последние 10 лет: все больше девятиклассников выбирают среднее профессиональное образование.
Дмитрий Фишбейн, директор Лицея НИУ ВШЭ уверен, что это положительные изменения: лучше, когда подросток осознанно выбирает траекторию СПО, чем бесцельно проводит два года в универсальном классе старшей школы. Среднее профессиональное образование — это не «перевалочный пункт» на пути к высшему или последняя надежда троечников, а правильный путь для многих профессий. И количество старших школ, считает Дмитрий, в будущем будет уменьшаться, а колледжей — расти. Кроме того, все больше старшеклассников из крупных городов переходят на семейное обучение, экстернат и т. д. Их привлекает то, что онлайн позволяет выстроить для ребенка индивидуальную учебную траекторию.
Конкурировать с СПО и альтернативным образованием школе поможет качественное профильное обучение с широким выбором специальностей. Это значит, что внутри рекомендуемых профилей стоит открывать углубленные направления, на которые есть запрос у рынка или государства. Например, обучение предпринимательству, которое выделено приоритетным в поручении Президента РФ от 2020 года (Пр-647, п. 3б).
В апреле 2022 года компания «Атлас Коммуникации» запустила федеральный проект «Предпринимательский класс». Он позволяет открыть бизнес-обучение школьников на базе социально-экономического профиля.
Учебная программа проекта написана преподавателями экономического лицея РЭУ им. Г.В.Плеханова и закрывает целый комплекс образовательных задач:
- Профориентация;
- Обучение функциональной грамоте;
- Подготовка к поступлению;
- Проектная деятельность.
Даже если ученики не рассматривают для себя карьеру в бизнесе, занятия помогут определиться со своими интересами и лучше адаптироваться во взрослом мире.
«Атлас Коммуникации» дает пошаговый алгоритм эффективного внедрения профиля: от курсов повышения квалификации до коммуникации с бизнес-сообществом.
Сейчас в проекте участвуют школы Московской, Вологодской, Калининградской и Свердловской областей. Они готовятся открыть классы предпринимательской направленности уже с 1 сентября 2022 года.
Подать заявку на новый поток обучения можно на сайте.
Патриотическое воспитание
В прошедшем учебном году государство предложило сразу несколько инициатив в вопросах воспитания:
- ФГОС третьего поколения вводят в учебную программу обязательное патриотическое воспитание;
- Минкульт составил перечень традиционных ценностей для россиян;
- В школе начали работать советники директора по воспитанию;
- В Госдуму внесли законопроект о создании нового и самого масштабного общественного движения детей и молодежи «Большая перемена».
Эти инициативы, считает Александр Гиринский, стоит оценивать в широком общественно-политическом контексте.
Советское образование изобиловало воспитанием и идеологемами, но к закату СССР это стало вызывать массовое отторжение. В 90-е и 2000-е годы в обществе укоренилось тотальное отрицание любой идеологии, а слово «патриотизм» автоматически вызывало негативные коннотации. Последние 10 лет идет поиск золотой середины. И это, уверен Александр, позитивные изменения: школа не может быть ценностно и идеологически нейтральной. Другое дело, что в вопросах воспитания нужен аккуратный подход: иначе благие намерения не найдут у молодого поколения отклик.
Сегодня, считает Александр, эффективнее воспитывать ценности внутри гуманитарных предметов, чем проводить линейки, сборы и массовые мероприятия. Ощущение близости родины, сограждан, родного языка, отечественной мысли формируется на уроках истории, литературы, словесности, критического мышления. Ведь патриотизм — это когда вместе со страной ты переживаешь ее неудачи и радуешься ее успехам, не отделяешь свою личную судьбу от судьбы Родины. Возможно, стоит вернуться к обсуждению обязательности ЕГЭ по истории. На базовом уровне, как это существует сегодня для экзамена по математике. Это не панацея, но один из возможных инструментов.
У молодежи сегодня есть запрос на идею, к которой они хотят быть причастны. Это доказывает, например, популярность оппозиционных движений. Поэтому государству необходимо присутствовать на этом «рынке идей», чтобы ситуация не стала развиваться в негативном, деструктивном ключе. Тем не менее, всегда существует риск, что и последние нововведения обернутся формальностью: советники по воспитанию превратятся в цензоров, традиционные ценности — в реакционные, а общественное движение — в бюрократическую организацию. Время покажет.
Февральский кризис
По мнению Александра Гиринского, события после 24 февраля выявили две вещи:
В обществе и в школе есть идеологический разлом, и это связано в том числе с недостатком качественного патриотического воспитания.
Российская гуманитаристика сильно зависит от западноцентричной парадигмы: в политологии, социологии, истории. И современные молодые преподаватели часто склонны объяснять события только в этом контексте.
Но ситуация показывает, что конкуренция и геополитическая борьба продолжаются, а начало 21 века не становится эпохой глобальной торговли и сотрудничества. К сожалению, необходимо признать, что и гуманитарное знание сегодня не является ценностно и политически нейтральным, как это казалось еще несколько лет назад. Отсюда задача — критично и внимательно проанализировать, что в гуманитаристике фундаментально, то есть отвечает критериям объективного знания, а что конъюнктурно и идеологично, от чего нужно и необходимо избавиться. Это сложно, но это необходимо начинать системно делать на экспертном уровне.
Кроме того, изменения, которые произошли в стране и за ее пределами еще раз доказали: образовательную парадигму нужно менять от знаниевой к деятельностной. Школа, уверен Александр, должна научить жить в мире, которого еще нет. Сегодняшние знания устареют уже через 5 лет, а навыки самоорганизации, тайм менеджмента, борьбы со стрессом, готовность учиться и менять жизненные траектории — помогут выстраивать жизнь в условиях неопределенности.В целом, система образования, считает Александр, показала свою устойчивость. Школа не транслировала паники и беспокойства, а преподаватели не вовлеклись в эмоциональную гонку вместе с обществом или какой-то его частью.